Поменять машину, как перчатки

22 ноября, 2007 - 00:20
132 0

19110721.jpg

Поправки к закону о защите прав потребителя одобрены президентом и вступят в силу уже 11 декабря. Они существенно расширят права покупателей и владельцев новых машин.

Президент утвердил поправки к закону «О защите прав потребителей» – они вступят в силу 11 декабря этого года и существенно расширят права покупателей «дорогостоящих и технически сложных товаров», к которым прежде всего относятся автомобили. Теперь обменять или отдать назад автомобиль даже с мелкими неисправностями станет не сложнее, чем разонравившиеся джинсы, обещают законодатели. Задержка уже оплаченного товара также влетит продавцу в копеечку: штраф за просрочку с учетом поправок к закону может превысить 50% стоимости товара.

Сейчас покупатель автомобиля находится не в лучшем положении. Законодательство практически полностью состоит из расплывчатых формулировок и дает массу поводов для злоупотреблений. В законе нет даже формулировки того, что считать «дорогостоящим».

Внося поправки, депутаты вообще решили избавиться от такого понятия, уравняв в правах покупателя машины с покупателем, скажем, свитера.

Сейчас потребовать от автосалона заменить машину можно лишь в случае обнаружения серьезных неисправностей – то есть таких, которые «делают недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением» и не могут быть устранены без «несоразмерных расходов или затрат времени».

Злоупотреблениям со стороны продавца трудно противостоять даже через суд.

Верховный суд, к примеру, в 2005 году посчитал течь цилиндра сцепения АКПП абсолютно новой Alfa Romeo 156 недостаточно серьезной причиной для расторжения договора купли-продажи – автосалон обязали лишь отремонтировать машину. Тем самым был создан прецедент: даже крупные неисправности автомобилей, находящихся на гарантии, продавец может устранить за свой счет, не неся при этом никакой дополнительной ответственности за поставку бракованного товара.

С 11 декабря потребитель получит право в течение двух недель с момента покупки вернуть машину или заменить ее, причем не обязательно на ту же модель – с перерасчетом цены можно будет взять и другую.

Фактически это значит, что каждый покупатель получает двухнедельный «тест-драйв», во время которого сможет найти все недостатки машины и окончательно определиться, нравится она ему или нет.

Покупка машины будет похожа на покупку, например, одежды – если вещь без дефектов, но просто разонравилась, ее можно тоже в течение 14 дней вернуть в магазин без объяснения причин.

Эксперты не исключают того, что поправки могут вызвать всплеск злоупотреблений со стороны покупателей – многочисленные любители легкой наживы вполне способны «оценить перспективы» и ринуться выискивать неисправности у машин в надежде «нагреть» автосалон. Из-за неисправного прикуривателя, заевшей магнитолы или перегоревшей лампочки автосалон будет вынужден вернуть полную стоимость, а также оплатить все услуги по регистрации машины. Если же он откажется это сделать, то покупатель сможет подать в суд, который также станет руководствоваться поправками к закону. Если суд удовлетворит иск, то автосалон должен будет оплатить и штраф в половину стоимости покупки плюс проценты за несвоевременную выплату причитающихся владельцу денег, моральный вред, госпошлины, расходы на адвоката и прочие издержки.

Депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что «правовой перекос» в сторону покупателя возникает, но он лучше, чем лоббирование интересов дилеров: «Компании, торгующие автомобилями, имеют все возможности, чтобы защитить себя от мошенничества, у них, как правило, много денег, огромный опыт, они держат большие штаты юристов». У физлиц возможностей «воевать» с продавцом через суд существенно меньше. Случаи мошенничества, считает депутат, будут, но в целом закон улучшит положение потребителя.

В том случае, если владелец обнаружит неисправность по истечении двухнедельного срока, вернуть или обменять машину можно будет, только если суд признает недостаток существенным.

Еще одна поправка, которая призвана повернуть закон «лицом» к покупателю, касается ремонта машины по гарантии. Она ограничивает срок ремонта 45 днями. Со вступлением закона в силу дилеры обязаны будут этот или меньший срок указывать в соглашении, которое заключается с покупателем перед тем, как машина забирается на гарантийное обслуживание. Депутаты считают, что поправки лишат сервисные центры их любимых отговорок, например, что «запчасти еще не приплыли из Штатов».

Сроки ремонта больше нельзя будет ставить в зависимость от наличия запасных частей, оборудования или краски.

Разработчики поправок рассказывают: «В последние годы наиболее массовые и чувствительные для потребителей нарушения их прав встречаются в сфере гарантийного обслуживания сложной техники». Пользуясь неопределенностью формулировок и юридической неграмотностью покупателей, дилеры и сервисные центры навязывают людям такие условия ремонта, при которых машина может находиться в мастерской до полугода. Используются и старые как мир способы обмана: устно сообщаются одни сроки ремонта, а в квитанциях мелким шрифтом указываются совершенно другие. Причем ответственности перед потребителем за некачественный ремонт дилер не несет.

Сами дилеры в курсе нововведений. В автосалонах и сервисных центрах готовятся к тому, что теперь придется работать намного быстрее. «Многое поменяется, – со вздохом сказали «Газете.Ru» в представительстве одной из западных компаний. – Попробуем соответствовать».

Артем Карлов
Газета.ru

Облако тегов