25 рублей за литр будет стоить бензин к Новому году

29 октября, 2005 - 20:11
73 0

Несмотря на все заверения правительства и нефтяных компаний, что цены на бензин будут заморожены до Нового года, потребительские цены выросли после моратория еще на 8%. Средняя цена бензина теперь составляет 16,28 руб. за литр.

В частности, цены на бензин марки А-76 выросли на 8,3% - до 14,22 руб. за литр, на Аи-92 - на 7,6% - до 16,69 руб., на Аи-95 - на 7,1% - до 17,92 руб. за литр. В Москве потребительские цены на бензин в среднем за месяц выросли на 10,8% - до 17,18 руб. за литр. Если дело пойдет такими темпами и дальше, то еще до "размораживания цен" стоимость бензина может вполне дойти до 22-24 руб. за литр, а после Нового года – и до 27 рублей.

После резкого скачка цен на "горючку" в конце августа – начале сентября педставители Государственной думы обратились в правительство с просьбой стабилизировать цены на горюче-смазочные материалы. Хотя речь тогда шла лишь о топливе для сельхозпроизводителей, пошли слухи о возможном госрегулировании цен и на автомобильный бензин. Итогом возмущений народных избранников и правительственных чиновников стало координационное совещание, на котором нефтяники и договорились о том, когда прекратить рост цен на бензин. Официальной датой "заморозки" цен стало 19 сентября, а объявлено о ней было после совещания главы Минпромэнерго Виктора Христенко и представителей "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и ТНК-ВР. Таким образом, и власть показала, что "работает для народа", и нефтяные компании пошли навстречу людям, которые еще не обзавелись собственными нефтяными скважинами.

Напомним, с госрегулированием по-русски страна уже сталкивалась в конце прошлого года, когда, после очередного роста цен на автомобильное топливо, президент вызвал "на ковер" главу "Лукойла" Вагита Алекперова. Итогом беседы стало 5-процентное снижение цен на 1 500 автозаправках компании по всей стране, а также 270 АЗС, работающих с "Лукойлом" по договору франчайзинга. Послание президента разошлось тогда и по прочим операторам бензинового рынка. Но политической харизмы хватило лишь на несколько недель, после которых цены на ГСМ вновь поползли вверх.

По словам исполнительного директора МТА Григория Сергиенко, искать логических взаимосвязей между ростом мировых цен на нефть, пошлиной на ее экспорт из России и налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью объяснить текущие цены, не стоит. Все это было бы возможно при наличии рынка с его антимонопольным законодательством и конкуренцией. Однако в России, по оценке Г.Сергиенко, такого рынка до сих пор нет. "Иначе как объяснить рост цен на бензин в стране, оставляющей треть добываемой нефти себе, а две трети отправляющей на экспорт", — вопрошает эксперт.

По мнению многих экспертов, сложившаяся на сегодняшний день система взаимодействия государства и нефтяников направлена на изъятие сверхприбылей у нефтяных компаний, которые они получают, экспортируя черное золото. Очередная попытка — предложение министра экономического развития Германа Грефа установить "приемлемую" мировую стоимость барреля нефти на отметке 27 долларов, а прибыль нефтянников сверх этой ставки изымать. В МЭРТ предполагают, что, поделившись с бюджетом сверхдоходами, нефтяные компании сэкономят на НДПИ. Напомним, сейчас этот налог растет в зависимости от изменения мировых цен на нефть, чиновники же предлагают зафиксировать его на уровне 826,5 рублей за каждую тонну добытой нефти, если ее мировая цена превысит 27 долларов за баррель.

По информации autonews.ru

Облако тегов