ПДД по Салтыкову-Щедрину

9 февраля, 2006 - 09:13
49 0

ПДД по Салтыкову-ЩедринуОсобенности национальных правил дорожного движения

Тысячу раз прав был Михаил Евграфович, заметив, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Справедливость утверждения великого сатирика блестяще подтвердил Виктор Кирьянов, начальник ГУ ГИБДД МВД РФ, распорядившись до конца января не штрафовать водителей, не выполняющих новые требования Правил дорожного движения (ПДД), которые вступили в силу с 1 января 2006 года. И в этом вопросе редакция «АИ» как раз на стороне генерал-майора: никак невозможно исполнить то, о чем в точности никому неведомо — ни водителям, ни инспекторам. Тут можно бы позлословить насчет провала информационной компании по введению новых правил — соответствующую брошюру, к примеру, нельзя было купить и в январе. Но ведь и сами нововведения разрабатывались и узаконивались в авральном порядке. К чему такая спешка — о том в конце, для начала разберемся в сути вопроса и попытаемся понять: что не устраивает автовладельцев — настолько, что они провели первые акции протеста.

Про детишек, свет и цвет

В числе наиболее заметных дополнений в ПДД — новые требования к перевозке малолетних пассажиров. Детям в возрасте до 12 лет теперь полагается отдельное место, оборудованное специальным креслом. Как разъяснил начальник отдела административной практики и дознания ГИБДД России Владимир Кузин, перевозить детей на переднем сиденье без такового, между прочим, и прежде запрещалось, но отныне кресло требуется также в том случае, когда ребенок путешествует на заднем сиденье. Разумеется, он должен быть пристегнут ремнем безопасности.

У владельцев иномарок проблем в связи с этим возникнуть не должно: как правило, все автомобили зарубежного производства последних поколений оборудованы специальными креплениями, соответствующими международному стандарту ISOFIX. На отечественных автомобилях ничего подобного не было, и нет. Однако и в российских машинах установить и закрепить кресло можно, хотя, насколько нам известно, внутри страны их не выпускают. Импортные кресла стоят от 3000 до 17 000 рублей. Причем, по мере взросления вашего чада, такое сиденье придется обновлять, как минимум один раз. Универсальных кресел не существует. Но есть несколько модификаций: кресла, рассчитанные на грудничков, на детей до 3-4 лет, и регулируемые кресла для пассажиров более старшего возраста. Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что все родители побегут по истечении переходного периода, пока не взимают штрафы, в магазины. Как это ни грустно, но для тех, кто пренебрегает безопасностью собственных детей, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф всего в 100 рублей. Кому-то покажется выгоднее 30 раз заплатить штраф, нежели раскошелиться. А там, глядишь, и ребенок вырастет. В общем, по Щедрину.

Еще одно нововведение, не вызывающее ни малейших возражений — обязательное включение ближнего света фар при движении за городом. Именно ближнего, габаритные огни и противотуманки — не в счет. Штраф за игнорирование этого требования небольшой (КоАП предусматривает всего 50 рублей за нарушение правил использования светотехники). Кстати, это тот самый пункт, по которому едва не через неделю после вступления новых Правил в силу дорожные инспекторы начали вылавливать нарушителей — видно-то их издалека. Правда, если одна из фар перегорит, то штрафовать за это не будут.

Судя по первым стихийным акциям, наибольший протест в рядах автолюбителей вызвало требование к цвету светотехники. Отныне противотуманные фары должны быть исключительно белыми или желтыми; указатели поворотов -оранжевыми или желтыми; фары, подсветка номера и фонарь заднего хода — белыми; остальная светотехника (стоп-сигналы, задние габаритные огни, катафоты) — красными. Это требование ставит вне закона сразу более 3 млн американских и японских автомобилей, которые ввезли, зарегистрировали и используют российские граждане. Владимир Кузин говорит — мол, у машин из Америки габаритные сигналы и указатели поворотов выполнены в одном — красном — цвете, что не соответствуют ни нормам ЕЕК ООН, ни российским ГОСТам. Но ведь когда их владельцы платили ввозные таможенные пошлины, регистрировали свои транспортные средства, их никто не предупредил, что спустя какое-то время эксплуатация таких машин будет запрещена.

Цена вопроса, между тем, нешуточная. За использование нештатной светотехники на автомобилях российский Кодекс об административных правонарушениях наказания раздает щедро: от штрафа в 25 МРОТ (2500 рублей) за установку непредусмотренных новыми правилами световых приборов, до лишения прав на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией за «управление автомобилем с нештатными световыми и звуковыми приборами». А стоимость замены, например, цветных светодиодов обойдется не в сотни, а в тысячи долларов. В общем, возмущение автовладельцев заставило депутатов Госдумы обратиться к этому вопросу — они намерены разобраться, каким образом мог появиться на свет столь скоропалительно подготовленный документ. В ответ на протесты общественности и думцев чиновникам из ГИБДД пришлось срочно отыгрывать назад. По уверению руководства Госавтоинспекции, ни штрафовать, ни изымать водительские удостоверения или сами «неправильные машины» не будут. (И снова скажем — велик Салтыков-Щедрин!) Пока не будут: требования КоАП ведь никто не отменял. Да и честно пройти техосмотр владельцам американских и японских автомобилей уже не удастся — официально им откажут в получении талона ТО.

Если едем мы в Европу…

В числе новаций есть и такие, которые вызывают сомнения. Например, до недавнего времени в тех местах, где стоит знак «обгон запрещен», все же разрешалось обгонять так называемые «тихоходы» — трактора и повозки, которые плетутся со скоростью менее 30 км/ч. Теперь это делать запрещено, а за нарушение будут отбирать «права», как за выезд на встречную полосу. Оно вроде и к лучшему, безопасность на таких участках, безусловно, повышается. Но уж как-то муторно… Особенно на фоне явной заботы служивых о себе: машины с включенными звуковыми и проблесковыми сигналами теперь даже обгонять запрещено, за это полагается нешуточный штраф — до 500 рублей или лишение прав управления автомобилем на срок до 3-х месяцев. Так что привилегии владельцев машин с «мигалками», несмотря ни на что, остались нетронутыми. Они по-прежнему имеют право нарушать правила, и помешать им нельзя. Правда, на сопровождаемые автомобили это теперь не распространяется.

В целом разработчики новых правил, как утверждается, стремились привести ПДД в соответствие с российскими автомобильными ГОСТами и Международной конвенцией о дорожных знаках и сигналах от 1968 года. Для этого, в частности, ввели 24 новых дорожных знака и 18 разновидностей уже существующих (читатель самостоятельно может дать оценку их актуальности).

Но если мы двигаемся к европейским нормам на дорогах, то почему бы не отменить, допустим, правило «помехи справа»? Оно явно устарело и мешает проезжать кольцевые развязки, вызывая заторы. В Европе давным-давно преимуществом пользуются транспортные средства, находящиеся на кольце. А понятия «равнозначные дороги» вообще не существует: всюду, на каждом перекрестке, даже на каждом выезде из частного владения установлен соответствующий знак, определяющий приоритеты в движении. Вот это, как мы понимаем, и есть отражение реальной заботы о повышении безопасности. Когда не надо гадать — на какой именно дороге ты находишься, если знак «забыли» поставить, и крутить головой в поисках помехи. Конечно, для огромной страны потребуется огромное количество дополнительных знаков. Так ведь новые, далеко не всякий из которых жизненно необходим, все равно изготавливают и уже ставят. И деньги — около $2 млрд в течение 7 лет, напомним — из бюджета на обеспечение безопасности выделяются.

В общем, есть еще, над чем задуматься, этот пример — не единичный.

Куда спешим?

Вот и возникает вопрос — зачем было торопиться и вводить не проработанные должным образом изменения в ПДД? Если одни попросту не станут выполняться, другие, скорее всего, отменят, а третьи не существенны? Да вдобавок умудриться сделать так, чтобы о нововведениях своевременно не узнал никто? Да затем, видится нам, что спешим мы не в Европу, а честь отдать. Только успели выработать и принять концепцию программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах», только президент поднял этот вопрос на Госсовете (см. «АИ» №23, 2005) — извольте, дело тут же пошло. В каком направлении, и с каким конечным эффектом — это уже второстепенные вопросы.

Впрочем, направление определить не трудно — над этим, в частности, сегодня корпит рабочая группа Госсовета по вопросам безопасности движения. «Штрафы за нарушение правил дорожного движения вырастут многократно, — заявил ее глава, губернатор Ставропольского края Александр Черногоров. — Чтобы навести порядок, нужны радикальные меры. Многие ранее существовавшие репрессивные меры для нарушителей за рулем стоило бы возродить: и штрафные баллы, и проколы в талонах нарушений. Таково общее мнение членов нашей рабочей группы, и мы его донесли до президента России». В группе считают, что одна из существующих проблем в сфере безопасности дорожного движения состоит в том, что «за аварии у нас в стране никто не отвечает».

В связи с этим рассматривается и такое предложение: если произошло ДТП с тяжелыми последствиями, то ответственность за него понесет не только водитель, виновный в происшествии, но и тот инструктор, который учил его вождению, и тот сотрудник ГИБДД, который подписывал документы о выдаче ему водительских прав. Вот так-то! А мы тут все о знаках…

Михаил Белов
Олег Осипов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов