"Секретный" флот

23 марта, 2006 - 08:45
329 0

Opel AstraАвторы журналистских расследований предпочитают Opel Astra

У наших коллег из издательского дома «Секрет фирмы» ситуация с автопарком развивалась, на мой взгляд, типичным образом: машины нужны, единовременно изъять из оборота большую сумму невозможно, да и «флотоводческого» опыта маловато. Пришлось рискнуть и самим испытать, что такое зарождающийся российский лизинг, причем не финансовый, а оперативный. Теперь говорят: все хорошо, если б не приходилось переплачивать.

Критерии выбора

Общее количество сотрудников в издательском доме — около 450 человек. На этапе создания и становления компании транспортный вопрос решался «дешево и сердито» — на нее работали водители-частники на личных автомобилях. Несмотря на очевидные недостатки, такой суррогатный fleet используют в России многие, поскольку на первых порах он зачастую становится удобным компромиссным решением. Но скоро год, как в «штате» работают 10 пятидверных хэтчбеков Opel Astra с двигателями объемом 1,6 л и в комплектации Essentia. Почему выбор пал именно на эту марку и модель? Причин тому, судя по рассказу начальника транспортной службы ИД «Секрет фирмы» Артура Сполуденного, несколько. Требовалась современная, надежная, компактная, а вдобавок — маневренная, достаточно безопасная, экономичная и относительно недорогая городская машина. Удобная как для перевозки пассажиров, так и для доставки небольших партий печатной продукции. А еще достаточно престижная, чтобы не «ударить лицом в грязь» перед клиентами и партнерами, но одновременно не пользующаяся особым спросом у угонщиков. Наконец, автомобиль должен был быть доступен по лизинговой схеме, и чтобы не требовалось ждать поставки несколько месяцев. На момент принятия решения о приобретении в конце 2004 года всем этим параметрам, по мнению руководства компании, соответствовал именно Opel Astra.

Цена вопроса

Автомобили находятся в распоряжении Издательского дома на условиях оперативного (возвратного) лизинга. Срок действия договора — три года. В роли лизингодателя выступает одна из московских фирм, являющаяся по сути дела подразделением крупного официального дилера GM. На конец 2004 года розничная цена этих машин составляла около $19 тысяч. Как рассказал г-н Сполуденный, первоначально компания заплатила по $5 тысяч, и ежемесячно выплачивает лизингодателю по $800 за машину. По истечении срока действия договора компания либо возвращает автомобили лизингодателю, либо оставляет себе. При условии их выкупа по остаточной стоимости, которая в данном случае определена в размере $7 тысяч. Кроме того, установлен годовой лимит пробега на каждый автомобиль — 50 тысяч км.

— Действительно, — говорит Артур Сполуденный, — если прикинуть, сколько придется в итоге выплатить лизингодателю за каждую машину, то выходит, что за эти деньги можно было бы купить две аналогичных. Однако для нашей компании оперативный лизинг на тот момент стал наиболее оптимальным решением.

Почему — понятно. Относительно небольшие единовременные расходы, возможность отнести лизинговые платежи на себестоимость и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую базу, возможность снять со своих плеч все проблемы, связанные с регистрацией, техосмотром, обслуживанием и т. п. Кстати, выяснилась любопытная деталь: при регистрации автомобилей на юридическое лицо в ГИБДД требуют представить документы о том, что у собственника имеется некая инфраструктура, которая отвечает за техобслуживание, хранение, вывоз отходов и т.д., вплоть до создания собственного автохозяйства. Тем временем в официальном списке документов, представляемых юрлицом и перечисленных в Приказе №59 МВД РФ от 27 января 2003 года, ничего подобного не значится. Самодеятельность регистрационных или каких-то еще подразделений ГИБДД? Вопрос, безусловно, интересный. Мы, пожалуй, вернемся к нему на страницах нашего специального приложения к газете — «АИ-Fleet», дебют которого планируем на март.

«Разделение труда» между компанией и лизингодателем выглядит следующим образом. Лизингодатель взял на себя решение вопросов регистрации в ГИБДД и оформление всех необходимых документов, организацию техосмотра, оформление страховки, а также обеспечение текущего технического обслуживания и ремонта. Для решения оперативных вопросов он выделил двух менеджеров, которые постоянно находятся на связи с «начальником транспортного цеха». Все автомобили застрахованы по схеме «Автокаско + ОСАГО». Разумеется, и страховщика в данном случае выбирала лизинговая компания. Хотя проблем не возникло: страховщик входит в пятерку ведущих профильных компаний России. По сложившейся практике, клиенту выделен персональный менеджер. Претензий у клиента нет, более того, в техцентре, куда была отправлена на ремонт разбитая машина, на этот срок выдали подменную.

Для проведения технического обслуживания и ремонта автомобили компании прикреплены к двум авторизованным сервисным центрам. Флит-менеджер сам выбирает, на какой из них отправить автомобиль для проведения регламентного ТО или ремонта. Оплата за работы, расходные материалы и запчасти на Opel Astra включена в ежемесячные лизинговые платежи. И все же у «начальника транспортного цеха» есть претензии: несмотря на предварительное согласование, очень много времени уходит на ожидание приема машины в работу, нередко возникают и разногласия. Нот в целом у лизингополучателя особых хлопот нет. Даже сезонная резина хранится у дилера. Клиенту остается только получить полностью готовый к эксплуатации автомобиль и организовать эту самую повседневную эксплуатацию. Не забывая регулярно платить по счетам.

Текущие вопросы

Набрать водителей, организовать учет и контроль, распределить автомобили между подразделениями — все эти и множество других вопросов в ИД решает по существу один человек.

— Кадровый вопрос, — рассказывает Артур Сполуденный, — был снят быстро, просто и эффективно. Всем нашим водителям-частникам мы предложили пересесть на корпоративный транспорт. Они согласились. Сейчас за каждым закреплен автомобиль, водитель отвечает за его техническое состояние и сохранность. Мы разработали специальную инструкцию, в которой оговорены правила эксплуатации и их обязанности. Водителям разрешено ездить домой и на работу на служебных автомобилях, но категорически запрещено использование машин в личных целях и в выходные дни.

Сам Артур имеет 20-летний водительский стаж, отлично знает город, хорошо знаком со спецификой водительской работы изнутри. Ясно, что в роли флит-менеджера должен выступать человек с большим опытом и практическими знаниями в этой области, который в том числе умеет «разруливать» все возможные конфликты между водителями и сотрудниками.

Непростую задачу нормирования топлива и учета его расхода в компании решили тоже просто. За основу приняли справочное издание «Нормы расхода топлив и смазочных материалов», подготовленное Министерством транспорта и Министерством по налогам и сборам РФ. Как специалист, Артур считает, что цифры и методики, приведенные в нем, вполне корректны и соответствуют действительности. На их основании рассчитаны месячные нормы топлива, каждому водителю выдана топливная карта одной из сетей АЗС, раз в месяц водители отчитываются по расходу горючего.

— Надо признать, что в нашем режиме эксплуатации Opel Astra последнего поколения зарекомендовал себя весьма достойно, — рассказывает руководитель автопарка. — Среднегодовой пробег всех корпоративных машин приближается к 40 тысячам км, а у некоторых он подошел уже к 50 тысячам. Межсервисный пробег установлен производителем в 15 тысяч, так что почти половина парка уже прошла три ТО. Практика эксплуатации показала, что реальный расход топлива в городе в среднем составляет 11 литров на100 км летом, и примерно 11,7 литра зимой. На нескольких машинах пришлось менять лопнувшие рассеиватели противотуманных фар, на двух машинах замены потребовали наконечники рулевых тяг. К слову, в недавние сильные морозы наши «Астры» не «завяла», отказов не было. Эксплуатация каждого автомобиля обходится компании в месяц примерно в 1550 долларов. В эту сумму входят ежемесячные лизинговые платежи, зарплата водителей, горюче-смазочные материалы и некоторые эксплуатационные жидкости. Тем не менее, на мой взгляд, решение о выборе именно этой марки и модели было в определенной степени спонтанным. Я бы предложил подойти к вопросу состава автопарка дифференцированно и взять несколько разных моделей машин. Дабы они лучше соответствовали нуждам подразделений нашей компании. Идеально, если бы все они были одной марки. И условия лизинга также надо нуждаются в корректировке. Не понимаю, почему мы должны выкупать эти машины за немалые деньги.

Вместо послесловия

Опыт коллег показывает, что в сегодняшних российских реалиях лизингодатель «играет, как умеет», и как ему позволяет обстановка. И аппетиты данной конкретной фирмы это подтверждают. Реального выбора у клиента, который не в состоянии купить автомобили в собственность, нет. Чем наш «родной» лизингодатель и пользуется. Впрочем, уже наметилась тенденция к выходу на российский рынок лизинговых подразделений компаний — автопроизводителей. Это должно изменить ситуацию к лучшему.

Андрей Тимофеев

Автоизвестия

 

Облако тегов