Остаться в живых

20 марта, 2006 - 11:56
6 0

Остаться в живыхЭта задача представлялась главной на зимнем маршруте из Москвы в Кострому и обратно

Знаете, каково это: оставить позади без малого 200 километров пути и узнать, что дальше дороги нет? Во всяком случае, небольшой желтый щит информировал: сквозное движение через Владимир закрыто до июля этого года. Лучше бы я его вовсе не заметил! Как, уверен, не заметили многие водители — в темное время суток и на скорости щит едва виден. Но я покорно повернул направо, на объездную дорогу, даже не доезжая Юрьевца. С одной стороны, потерял почти час — не заблудиться в древнем городе после наступления темноты практически невозможно, а с другой — когда б еще я получил редкую возможность въехать во Владимир через местечко под дивным названием «Шпалорезка» и видом на какой-то очень красивый монастырь.

Впрочем, это было лишь через три часа после выезда из Москвы. И, кстати, владимирские блуждания не закончили список острых ощущений, случившихся на 400-километровом пути от столицы до Костромы, в снежные и лютые январские деньки. А проделал я этот путь, следует заметить, на собственной Mitsubishi Carisma, не оборудованной даже АБС.

Курс — на Восток

Минувшим летом президент России В. Путин дал своему полпреду С. Кириенко задание: до 26 декабря 2005 года привести в порядок трассу М7 «Волга», более известную в народе как Горьковское шоссе. Восточные направления в последнее время считаются весьма важными — это транспортные потоки в Заволжье и далее. А потому движение тут должно быть беспроблемным. Собственно, уже сегодня некоторые перевозчики — в основном следующие на Самару, Казань и Набережные Челны, предпочитают «Волгу» трассам М5 «Урал» и М6 «Каспий»: пусть и дальше, зато дорога лучше. Именно поэтому 16-й и 63-й регионы встречаются на номерных знаках фур, мчащихся по «семерке», едва ли не чаще, чем 33-й (Владимир), 37-й (Иваново) и 52-й (Нижний Новгород).

Конечно, беспроблемность — понятие весьма относительное: беспроблемных дорог, по-моему, в России вообще не бывает. Есть «узкие» места и на Горьковском шоссе. Два минувших года здесь повсюду велись полномасштабные реконструкционные работы. Так, в районе Омутищ наконец-то расширили до четырех полос некогда самый отвратительный участок в полсотни километров, по которому просто невозможно было передвигаться со скоростью выше 60 км/ч. Затем немалую долю шоссе перегородил отбойный брус — количество лобовых столкновений сократилось. Стало больше мотелей, освещенных участков в населенных пунктах. Однако множество мостиков через многочисленные, хотя и мелковатые водные преграды до осени прошлого года оставались «устройствами», искусственно понижающими скорость движения. В 2004 году на шоссе началось расширение всех этих мостов (в союзные времена их строили по какому-то, простите, идиотскому принципу — они обязательно были чуть уже, чем основная проезжая часть). И по собственному опыту могу сказать: из-за множества сужений на ремонт еще в августе 2005-го первые полторы сотни км от Москвы были одной сплошной пробкой.

Собственно, январский вояж и был задуман с двоякой целью. С одной стороны, хотелось провести выдавшиеся свободными дни на природе, с другой — проверить, в какой степени выполнено поручение президента России.

С боем через Балашиху

Путь с юго-запада по МКАД до поворота на «Волгу» оказался на удивление простым. Как и первые километры мимо Реутова. Но вот началась Балашиха… Кошмар московских (и не московских) водителей. Почти десять километров сплошного затора: светофоры, перекрестки, торговые центры, рынки… Пока не будет построена скоростная платная дорога от Москвы до Ногинска, этот населенный пункт будет главной преградой как при движении с запада на восток, так и с востока на запад.

Оно, конечно, понятно, что деньги решают все, но хотелось бы знать: кто и чем думал, давая разрешение на открытие такого количества торговых точек — а они продолжают строиться по обе стороны! — в непосредственной близи от такой загруженной магистрали? При этом, как водится, места для стоянки не предусмотрены, и посетители всех этих «Перекрестков», «МакДональдсов», «Светофоров», «МакСити» и прочих торговых центров выстраиваются вдоль обочин.

Все — как в Москве, и даже хуже. Поскольку приходится буквально пропихиваться между фурами от светофора к светофору, кажется, что этот населенный пункт тянется бесконечно. Хотя на самом деле — от силы семь километров. Как только справа и слева появляются шумозащитные стены — знайте, что мучение подходит к концу. Скоро будет населенный пункт «Зеленый», потом обе Купавны, Новая и Старая. А дальше — можно давить «на гашетку». Нужно только не забывать притормаживать в населенных пунктах (ДПС тут — на каждом углу) и помнить о том, что правая полоса местами сильно разбита.

И еще: в районе 50-57 км уже который год продолжаются работы по сооружению путепровода над железной дорогой. Путепроводы-то построены, но состояние проезжей части на них таково, что кажется, будто каждую ночь кто-то (может, вот они, террористы?) закладывают взрывчатку под асфальт. А утром безымянные рабочие спешно латают воронки. Ну, и несколько километров трассы в районе Ногинска все еще имеют по полторы полосы в каждом направлении вместо двух.

Обман зрения

Главная особенность М7 состоит в том, что на ней, во-первых, нет ощутимых перепадов высот, в отличие, допустим, от Ярославского шоссе, которое на протяжении всей Владимирской области напоминает аттракцион «Американские горки». Ну а во-вторых, Горьковское шоссе проложено так, что кажется прямым, как стрела: путь хорошо просматривается до самого горизонта. Конечно, это обман зрения. И то, что под колесами асфальт, тоже оказалось иллюзией. По колесами — великолепно раскатанный лед, слева — тоньше, справа — толще, но везде одинаково скользкий. Если, конечно, не делать резких движений рулем, по трассе можно идти с крейсерской скоростью. Но после 140 км/ч все равно чувствуешь, как машину начинает «водить».

И лучше всего держать дистанцию: никогда не угадаешь, когда едущему впереди придет в голову дать по тормозам: торговый развал на обочине, шашлычная, или просто приспичило… Забегая вперед, скажу: практически все виденные аварии — а их насчитал пятнадцать по пути в один конец — случились по одному сценарию. То есть, едущий первым резко затормозил, второй не успел остановиться, а в результате оба «вылетели». Хорошо, если просто на обочину. К сожалению, чаще в кювет.

По Горьковскому шоссе едва ли удастся ехать слишком быстро и по другой причине. Почти в каждом крупном населенном пункте есть свой пост ДПС. Гаишники практически всегда дежурят в Киржаче, Покрове, Ворше, Ожерелках, Лакинске, Юрьевце. Хотя на самой трассе инспекторы устраивают засады редко: видно их издалека.

Ну и, наконец, последний обман зрения — тот самый щит. Мало того, что в темноте он практически «не читается», так еще и составлен неграмотно, как в прямом, так и переносном смысле слова. Первое, что видит водитель — знак «Кирпич» на своем пути. Текст о том, что мост через реку Нерль на 197-м километре трассы Москва-Нижний Новгород закрыт на ремонт, ночью почти не различим. Бросается в глаза — «проезд закрыт», «объезд согласно схемы», и — сам рисунок.

В общем, я поехал в объезд…

Спроси таксиста!

Владимир — один из стариннейших городов России. Основан он в 990 году князем Владимиром Святославовичем — «Красно солнышко», и по праву является одним из символов «Золотого кольца», туристического маршрута по историческим местам Древней Руси. Однако, на мой взгляд, это еще не повод не вешать на стены домов таблички с названиями улиц. Но названия улиц — еще полбеды. Въехав в город «снизу» — с юга — я на протяжении нескольких километров не встретил ни одного указателя с наименованием искомых населенных пунктов — Суздаля, Иваново, Нижнего Новгорода. Хорошо, в нужный момент рядом остановился таксист. Как оказалось, я ехал правильно: на первом светофоре — направо, на втором — правый поворот, плавно переходящий в левый, а далее — «по знакам». «Знак» — маленькие синие таблички где-то высоко над землей.

В общем, с направлениями я разобрался. Но вот как найти в древнем городе, скажем, Золотые Ворота? Если очень захочется их увидеть, то лучше всего не повторять мою ошибку: въезжайте в город прямо по трассе «Волга» (дорога на Нижний обходит Владимир слева, охватывая его полукольцом). Так вот, минут через десять и появятся впереди эти самые Ворота. Красивые… А вот если, скажем, захочется посмотреть, что такое «Владимирский централ», то придется покататься. Любой сотрудник милиции с удовольствием укажет вам путь, но… скорее всего, вы все равно заблудитесь. Потому что легко пропустить крохотный по московским меркам перекресток. Это раз. А два — «Владимирский централ» находится рядом со «старой больницей» — это приятное двухэтажное здание голубого цвета, а уже за ним — пятиметровые заборы с «колючкой», и вышки, и блоки с зарешеченными окнами.

В общем, во Владимире — масса достопримечательностей. Но если хотите увидеть их все, не испортив нервы и не потеряв время — обратитесь к таксистам. Они тут вполне вменяемые. И покатают недорого.

По «дороге смерти»

Спросите кого угодно, кто ездил — неважно, в какое время года — из Москвы в Иваново через Владимир — какой самый неприятный участок на всем этом пути? Уверен, вам ответят: 25 километров отвратительной двухрядки от Владимира до Суздаля.

Отрезочек этот — сплошные горы и пригорки. Обгон практически везде запрещен, но на обгон идут — не тащиться же в дизельном чаду за конвоем из фур? Отсюда — множественные кресты на обочине, следствие лобовых таранов, переворотов. Зимой же — страшный гололед после любого снегопада. Машины тут передвигаются «шагом»: скорость редко превышает 60-70 км/ч, да и это — много. Если остановиться, выйти из машины и попробовать асфальт подошвой, становится действительно жутко: даже рифленой подошве не за что зацепиться! А ехать надо… Или стоять и ждать, пока пройдет пескоразбрасыватель: везде по России, стоит выехать за МКАД, как использовали, так и используют техническую соль вперемешку с песком. Разбрасыватель пройдет обязательно. А подождать можно, например, километрах в пяти от поворота с объездной дороги на Суздаль — здесь расположена закусочная «Уютный уголок». Это последнее место до самого Суздаля — а, по-моему, так и вообще до Иваново, — где можно весьма неплохо перекусить за вполне приемлемые деньги. Кстати, о еде. Закусочные и шашлычные по всему пути стараются завлечь водителей, чем могут. А могут, в основном, названиями. «Дальнобойщик», «У нас есть, что поесть», «Бухара» и т.п. Мне лично понравилось название «Сытый папа»… Но в «Уютном уголке» действительно уютно. И это не реклама.

Но разбрасывателя я не дождался, и, поплевав через левое плечо и постучав по дереву, поехал. На 20 километрах — шесть аварий! Сплющенные легковушки, фуры, заваленные в кювет. Сотрудники ДПС продвигаются от Владимира к Суздалю, будто короткими перебежками, туда и обратно. Аварии происходили на моих глазах. Вот кто-то впереди пошел на обгон, а, возвращаясь на свою полосу, слегка «перекрутил» руль: занос влево, занос вправо. Снова влево, но уже сильнее. И тут же — удар о снежный вал на обочине и переворот. Наглядный пример — как не надо поступать в гололед. В жизни я не ездил так медленно. Зато — доехал!

…Суздаль — очень красивый город: сплошные монастырские стены и колокольни, построенные в то время, когда Москва еще была обычной деревенькой. Но ездить через этот город не советую. Несколько лет назад Суздаль посетил президент, однако он совершил этот вояж на вертолете, приземлившись в самом городе. К его приезду проезжую часть отремонтировали, но вот про подъездные пути забыли. Въезд в город и выезд из него — чудовищная «гребенка», смерть подвеске. К тому же есть и объездная дорога, на которой встречаются вполне приличные участки асфальта.

Отсюда еще час с небольшим — и Иваново, город на редкость бестолковых водителей и пешеходов-самоубийц, глубоких дорожных выбоин и трудно прогнозируемых поворотов. Если проехать город насквозь из Москвы в Кострому худо-бедно еще можно — кое-где встречаются крохотные указатели, — то обратно — проблематично. Думаете, надо просто запоминать повороты? Я тоже так думал. Однако тут масса улиц с односторонним движением, широкие проспекты с кирпичными домами превращаются в узенькие проулки, застроенные избенками… Неплохое местечко для ориентирования на незнакомой местности.

Позолоченное кольцо

Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Кострома, Плес и т.п. Все эти города объединяют, во-первых, принадлежность к «Золотому кольцу», а во-вторых, ужасные, отвратительные, разбитые дороги.

С гостиницами и прочим на этом кольце с каждым днем дела обстоят все лучше. Но, пока кто-то — под этим «кем-то» подразумеваю, прежде всего, федеральный центр — не озаботится качеством дорожного покрытия и установкой современных информативных указателей, туризм на этом кольце вряд ли возродится. На трассе встречаются отличные центры по обслуживанию туристов — но к ним можно подъехать только на вездеходе, пусть не обижаются на меня губернаторы Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей.

А что касается моста через речку Нерль… Все встало на свои места на обратном пути. На въезде во Владимир уже при свете дня я вновь увидел этот оранжевый щит. На нем был тот же текст, что и на первом, но вот схема… Она была более внятной. И стало ясно, что закрытый на ремонт мост — ЗА Владимиром, а не перед ним. И что объезжать город, делая крюк в 25 километров, было совсем необязательно.

Трасса М7 — если выбирать из шоссе федерального значения — одна из самых скоростных. А могла бы стать самой скоростной, если бы сколько-то миллиардов из госбюджета-ли, из других источников было потрачено на то, чтобы построить объезды крупных населенных пунктов, а в деревнях установить шумозащитные экраны и надземные переходы.

Дмитрий Семенов
Москва-Кострома-Москва.
Фото автора

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов