Секреты АвтоВАЗа

7 апреля, 2006 - 14:44
5 0

Секреты АвтоВАЗаПосле того, как 22 декабря сменилось все высшее руководство АвтоВАЗа, настоящее и будущее завода внезапно закрылось завесой тайны. Если прежний глава предприятия Владимир Каданников охотно общался с автожурналистами и рассказывал о будущем предприятия, то новые руководители АвтоВАЗа, пришедшие на завод в основном из госструктур, пока знакомы общественности не больше, чем сказочные герои.

И вот в среду 29 марта случился прорыв "информационной блокады" завода. На совете директоров был утвержден план развития АвтоВАЗа до 2015 года, а пресс-служба по итогам заседания опубликовала короткую заметку. Из нее стало известно, в частности, что дни "десяток" на конвейере сочтены, а 30-летняя "Нива", напротив, останется в производственной гамме завода и даже будет модернизирована.

Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить

За три с лишним месяца, в течение которых на заводе работает новое руководство, АвтоВАЗ не организовал ни одной полноценной пресс-конференции. Игнорируя неписанные "правила работы больших компаний", топ-менеджмент тольяттинского автозавода предпочитает ограничивать связь с общественностью небольшими пресс-релизами, которые время от времени появляются на сайте завода или в лентах новостных агенств.

Но даже этих небольших текстов оказалось достаточно, чтобы понять - новых руководителей в старой схеме работы завода не устраивает ровным счетом ничего. Главная проблема - это многочисленные посредники, которые при Каданникове прочно обустроились внутри производственной цепочки - от поставки на завод комплектующих до продажи готовых автомобилей и запчастей к ним.

Поэтому уже в первые месяцы работы нового руководства были пересмотрены отношения с самарской группой "Сок" - главным из таких посредников. Из менеджмента АвтоВАЗа ушли в отставку люди, связанные с этой компанией. А некоторые ключевые должности заняли новые "свои люди" - к примеру московское прдеставительство автозавода возглавил Юрий Артяков - брат гендиректора АвтоВАЗа.

Под горячую руку попало даже СП "GM-АвтоВАЗ", которое занимается сборкой "Шевроле-Нивы". АвтоВАЗу не понравилось, что в собственность СП, согласно подписанному прежним руководством соглашению, перешла торговая марка "Нива". C первого января тольяттинскому автогиганту вместо раскрученного бренда остался лишь безликий индекс Lada 4x4.

Кроме того, вазовцы высказали недовольство тем, что сборка Chevrolet Niva не приносит им ожидаемой прибыли и пригрозили пересмотреть свои отношения с СП. Естественно, General Motors испугало отношение нового руководства к совместному предприятию, после чего в прессе поползли слухи о том, что GM может продать в нем свою долю. Судя по всему, перестановки на АвтоВАЗе сыграли немалую роль в том, что американцы запланировали строительство в России своего завода - без участия местных "ненадежных" партнеров.

В общем, с партнерами АвтоВАЗ разобрался довольно легко - "чужих" заменили на "своих". А вот со стратегией развития у предприятия, похоже, есть проблемы. С одной стороны, если верить публикациям в прессе, будущее АвтоВАЗа выглядит очень красиво - в производство введут 12 новых моделей разных классов, построят новое сборочное предприятие мощностью 450 тысяч машин в год для их выпуска, закажут агрегаты у "Порше", а дизайн - у "Пининфарины". Кроме того, уже подписано соглашение с "Рособоронэкспортом" о продвижении "Лады" за рубежом...

С другой стороны, газетные публикации - это почти всегда "испорченный телефон" со ссылкой на "источник, близкий к руководству завода". Да и сам "источник", по впечатлениям автожурналистов, побывавших на Женевском автосалоне, доверия не внушает. Руководство АвтоВАЗа приехало в Женеву в полном составе, рассказывало собравшимся о своих наполеоновских планах, однако при этом путалось в цифрах и названиях собственных моделей.

Поэтому вместо радости за отечественный автопром, в который пришли "крепкие хозяйственники", ситуация с АвтоВАЗом рождает немало вопросов, отвечать на которые пока никто не торопится.

Например, совершенно не понятно, как может "Рособоронэкспорт" помочь продвижению "Лады" на зарубежном рынке. Единственное, что приходит в голову - продажа нескольких тысяч "Нив" министерствам обороны африканских государств. Вот только нужны ли им наши "Нивы"?

Еще интересней обстоит дело с запуском в производство 12 новых моделей. Что это будут за машины, кто собирается их разрабатывать и испытывать и кто даст на это деньги? В середине марта был назван возможный партнер - “Российский Банк Развития”, принадлежащий фонду федерального имущества. Тольятти намерен получить от государственного партнера 4,5 миллиарда долларов или около 130 миллиардов рублей, однако никаких договоров кроме пространного "соглашения о сотрудничестве в инвестиционной сфере" стороны не подписали.

Когда речь идет о такой сумме, невольно возникает вопрос о собственнике завода - никто не будет выделять огромные средства "ненадежным" организациям. Что касается АвтоВАЗа, то как и во времена Каданникова, большей частью предприятия продолжают владеть его дочерние структуры. Такая хитрая схема собственности означает, что завод, по сути принадлежит сам себе, то есть... никому.

Еще до прихода на завод новых менеджеров, аналитики предсказывали, что обмен на крупные инвестиции государство получит контрольный пакет акций завода. Однако, по неясным причинам, даже после прихода нового, "государственного" руководства, запутанную схему собственности АвтоВАЗа менять не стали.
План, какой он есть

Впрочем, вернемся к главному новостному поводу - плану развития, который руководство АвтоВАЗа одобрило 29 марта.

Первое и главное, что можно понять из пресс-релиза АвтоВАЗа - уже в нынешнем году автомобили "десятого" семейства на конвейере сменит Lada Priora, которая является, по сути, "рестайлинговой" версией ВАЗ-2110.

В 2008 году планируется вывести производство "Приоры" на проектную мощность 220 тысяч автомобилей в год, после чего... поэтапно снижать объемы выпуска этих машин вплоть до полного прекращения. Одновременно с этим будет запущено производство "модели класса С на основе новой платформы".

В том же 2008 году с конвейера уйдет "классика", которую Волжский автозавод выпускает с момента своего открытия в 1970 году. К 2010 году в историю также должны уйти автомобили семейства "Samara" - рестайлинговые "девятки" и "восьмерки".

Из существующих моделей самая долгая конвейерная жизнь уготовлена "Калине" и старушке-"Ниве", которую завод выпускает уже около 30 лет. В каком виде будет выпускаться старая "Нива" - пока не известно. Для начала, напомним, что теперь этот автомобиль продается под именем Lada 4x4, а права на торговую марку Niva принадлежат СП "GM-АвтоВАЗ". Тем не менее, руководители АвтоВАЗа называют свой внедорожник не иначе как "Нива" или "Нива-2". О последнем известно лишь то, что это будет "некий римейк внедорожника "Нива". Такое определение новой машине дал вице-президент "АвтоВАЗа" по техническому развитию Максим Нагайцев. По его словам, к собственному 40-летию автозавод объявит дизайнерский конкурс, по результатам которого будет выбран проект такого автомобиля.

Кроме того, руководство АвтоВАЗа придумало, как отдать свой долг государству, который на данный момент составляет почти три миллиарда рублей. В счет погашения задолженности тольяттинцы решили передать в федеральную собственность свой испытательный полигон.

Изложенные выше факты - это, пожалуй, все доступные и одновременно достоверные сведения о будущем марки Lada и Волжского автозавода. Конечно, о предприятии, от которого зависят миллионы человек, хочется знать больше. И, с другой стороны, не хочется, чтобы АвтоВАЗ повторил судьбу своего "коллеги" - АЗЛК. А параллели, к сожалению, прослеживаются. Последний директор московского автозавода Рубен Асатрян ставил своей целью возрождение завода и пользовался серьезной поддержкой со стороны властей. Правда, не федеральных, как нынешнее руководство АвтоВАЗа, а московских. Асатрян так же не любил общаться с прессой и отвечать на прямые вопросы, ограничиваясь громкими заявлениями о том, что "Москвич" с каждым днем становится все лучше, а новые модели вот-вот встанут на конвейер. Финал этой истории, увы, "хэппи-эндом" не назовешь. Впрочем, будем надеяться, что АвтоВАЗ ждет другая судьба, и все приведенные аналогии - всего лишь совпадение.
Иван Александров

По информации www.lenta.ru

Облако тегов