Медвежья мигалка

7 июня, 2006 - 07:48
5 0

07060607.jpgПочти каждый день в лентах информагентств, в прессе и на телевидении появляются новости, связанные с изменениями в ПДД и КоАП. Чаще всего речь в этих сюжетах идет о двух аспектах "дорожной жизни" - борьбе с привилегиями чиновников и ужесточении наказания за нарушение правил дорожного движения. Auto.Lenta.Ru попыталась разобраться в том, какие новшества ждут автомобилистов, и кто является автором соответствующих законопроектов.

Немного истории

Перед тем, как перейти непосредственно к новым законам, вспомним несколько событий, которые прямо или косвенно могли повлиять на их появление. Главное из них - это заседание президиума Госсовета, которое в конце прошлого года президент Путин посвятил безопасности дорожного движения. Тогда глава государства напомнил силовикам и законотворцам, что на дорогах гибнет слишком много россиян, водительские права продаются и покупаются, а за рулем ездит слишком много пьяных. Ту же тему президент затронул, произнося свое ежегодное обращение к Федеральному собранию.

Второе по важности событие - неожиданное появление новых правил дорожного движения. Сразу после нового года водителей ждал сюрприз - по радио объявили, что правительство сделало обязательным использование детских сидений, запретила езду за городом с выключенными фарами, а также вывело из эксплуатации машины с красными указателями поворота. После многочисленных протестов, новые правила дорожного движения временно, до 2007 года, отменили.

Третье событие - процесс по делу Олега Щербинского. Водителя "праворульной" "Тойоты" признали виновным в смерти губернатора Алтайского края Еврокимова буквально за то, что он оказался на пути служебного автомобиля чиновника. Приговор Щербинскому, вынесенный в феврале, в марте отменил краевой суд. Во многом благодаря простым автомобилистам, которые вышли на улицы, чтобы поддержать "жертву правосудия". В определенный момент - за несколько дней до того, как суд полностью оправдал подозреваемого - автомобилистов поддержали депутаты Госдумы из фракции "Единая Россия". Как бы в защиту Щербинского они подготовили законопроект, ограничивающих количество машин со спецномерами и спецсигналами.

Под прикрытием "мигалок"

Авторами законопроекта, который ограничит количество "мигалок" и спецномеров, стали депутаты от фракции "Единая Россия" Плигин, Мединский и Москалец. О своей законодательной инициативе единоросы объявили незадолго до слушания дела Щербинского в Алтайском краевом суде. Борцы с привилегиями от партии власти грозились запретить перекрывать трассы для проезда чиновников, сделав исключения лишь для президента РФ и глав других государств, прибывших в Россию с официальным визитом.

"Мигалки" единоросы собирались оставить лишь тем чиновникам, которые входят в перечень лиц, охраняемых ФСО. Также Плигин с коллегами думали сократить количество спецномеров до 1000 комплектов и запретить сотрудникам оперативных служб использовать спецсигналы в "нерабочее время".

На сайте депутата Мединского сказано, что этот законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму 17 марта 2006 года. Та же информация опубликована на сайте "Единой России". Между тем, по сведениям другого источника в нижней палате, проект остался простой бумагой и на рассмотрение депутатов не вносился.

В любом случае, о принятии законопроекта в первом чтении в ходе весенней сессии, как обещал депутат Мединский, речь сейчас не идет. Так что законодательная инициатива "борьба с мигалками", о которой громко заявляли единоросы в феврале-марте, лишь отвлекла общественность от других законопроектов, которые готовили "борцы с мигалками" - Плигин и Москвалец. В частности, речь идет о законе "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который значительно ужесточает ответственность за несоблюдение ПДД.

Текст законопроекта в открытых источниках нам найти не удалось, поэтому говорить о том, что за поправки в законодательство готовят единоросы, можно лишь на основе публикаций в СМИ, в том числе интервью с одним из авторов документа Владимиром Плигиным. Вот, что нам удалось узнать из этих материалов.

# Для наказания "злостных" нарушителей предлагается вернуть балльную систему. Таким образом, водитель, совершивший несколько грубых нарушений, будет лишаться прав. В первоначальном варианте наказание было "двойным" - лишение прав за сумму накопленных баллов не избавляла виновного от уплаты штрафов за каждое отдельное нарушение.
# Штрафы за мелкие правонарушения единоросы планируют значительно увеличить. Минимальный размер наказания возрастет с 50 до 300 рублей. Штраф за непристегнутый ремень - с 50 до 500 рублей, и так далее.
# По мнению авторов законопроекта, должен значительно расшириться перечень нарушений, наказанием за которые является лишение прав, а сроки лишения должны заметро возрасти. К примеру, за выезд на встречную полосу предлагается штраф размером 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав два года. Сейчас водителей за это нарушение штрафуют на 300 рублей или лишают права управления автомобилем на четыре месяца. Одна из новых "лишенческих" статей - два года "пешком" или штраф размером 2000 рублей за непредоставления преимущества машине с включенными спецсигналами.
# За грубые нарушения ПДД предлагается брать водителей под стражу на 15 суток.
# Планируется закрепить в законе предельный уровень алкоголя в крови водителя на уровне 0,2 промилле.
# В случае, если удается зафиксировать нарушение ПДД на фотокамеру, но невозможно выявить личность сидевшего за рулем, ответственность автоматически перекладывается на владельца машины.

Но самое интересное, пожалуй, это даже не суть предложений единоросов, сколько предпосылки, которыми они руководствовались при написании этого законопроекта, и те аргументы, которые авторы документа приводят в его защиту.

Что касается предпосылок, то Плигин и его коллеги в первую очередь уповают на официальную статистику и реакцию на нее высших официальных лиц страны. Большинство заявлений, которые они делают относительно нового законопроекта, начинаются следующим образом:

"В настоящее время на дорогах страны сложилась ситуация, которую можно точнее всего было бы определить как "война на дорогах". Война беспощадная, война против всех, уносящая ежегодно около 34000 наших соотечественников. Сотни тысяч получают в дорожно-транспортных происшествиях увечья, десятки тысяч становятся инвалидами.

Масштаб бедствия позволяет говорить сегодня о том, что дорожно-транспортные происшествия создают серьёзную угрозу национальной безопасности РФ. Президент РФ Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ охарактеризовал подобную ситуацию как нетерпимую и поставил вопрос о скорейшем принятии действенных мер, направленных на улучшение ситуации.

Одной из таких мер может стать усиление административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Сегодня подавляющее число дорожно-транспортных происшествий в стране (до 80 процентов) происходит вследствие сознательного невыполнения требований безопасности участниками дорожного движения".

Логика в этих словах, конечно, есть. Однако сразу же возникает ряд вопросов. Во-первых, официальная статистика может существенно отличаться от реального положения дел - далеко не все правонарушения и ДТП фиксируются. Во-вторых, не очевидно, к чему на самом деле приводит ужесточение наказание как отдельно взятая мера. С одной стороны, количество нарушений действительно может уменьшится, а с другой - может вырасти количество и размер взяток. Забавно, что и в том, и в другом случае официальная статистика покажет, что нарушителей стало меньше.

В третьих, сотрудники ГИБДД и дорожные службы зачастую занимаются не профилактикой нарушений, а наоборот, стимулируют их. Один из типичных примеров - знак "40" на пустой многорядной трассе и гаишник, сидящий "в кустах" неподалеку.

Эти и другие вопросы автору законопроекта Владимиру Плигину не раз задавали журналисты - корреспонденты БФ "Новой газеты", интернет-издания "Взгляд" и другие. Плигин соглашался с тем, что сотрудники ГИБДД небезгрешны, что официальная статистика может привирать, и что борьба за снижение аварийности не должна ограничиваться "драконовскими" мерами по отношению к водителю. Тем не менее, Плигин считает, что начать следует именно с них...

Также позволим себе отметить несколько деталей из интервью Плигина, которое опубликовано в интернет-газете "Взгляд". Сторонник дорожных "репрессий" рассказал корреспонденту, что водит машину "плотно с 17 лет" (а "права" в СССР и РФ выдаются только совершеннолетним - прим. Ленты.Ру), а самыми частыми нарушениями депутата были "выезд на встречную полосу и превышение скорости".

Еще интересней выглядят слова соавтора законопроекта Александра Харитонова, опубликованные в газете "Вечерняя Москва". Комментируя подписанный им документ, Харитонов произнес следующее: "Что касается упоминающихся в законопроекте 15 суток административного ареста, то, по-моему, в сегодняшнем состоянии Россия не готова к этой мере ни по одному из параметров. Ради чего это унижение, если не совершено уголовное преступление? Я являюсь противником этой нормы, и хотя моя подпись стоит под законопроектом, я постараюсь убедить моих соавторов в том, что эта норма там не нужна. Пока она там есть, и кто именно туда ее внес, я точно не знаю".

Альтернативные мигалки

Еще один законопроект о "мигалках" подготовили "оппоненты" единоросов во главе с депутатом Владимиром Рыжковым. Авторы документа предложили сократить число спецсигналов, устанавливаемых на машины без специальных цветографических схем. Согласно действующему законодательству, таких "мигалок" на всю страну - 650 штук. Плюс к этому - огромному числу чиновников полагаются спецномера "с флагом".

В конце марта Рыжков и его коллеги предложили сократить число "мигалок" на машинах без специальной расскраски до восьми, сократив перечень лиц, которым они положены. Спецсигналы предлагается оставить лишь транспортным средствам, "перевозящим Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации".

Интересно, что с подобными инициативами Рыжков выступал еще год назад. Тогда он обратился к председателю правительства Михаилу Фрадкову с предложением отменить спецномера "с флагом". В ответ депутат получил официальное разъяснение от лица начальника ГИБДД Кирьянова. В этом документе говорилось, что в 2004 году на территории РФ сотрудниками ДПС выявлено свыше 34 миллионов административных нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями. Из этого числа более 3 миллионов правонарушений произошли в Москве и Московской области. При этом долю нарушений, совершенными водителями автомобилей с особыми государственными регистрационными знаками главный гаишник посчитал незначительной - она составила менее 0,024 процента и 0,2 процента соответственно. Поэтому, как решили чиновники, отменять спецномера нецелесообразно.

А теперь давайте посчитаем, сколько это - 0,2 процента от трех миллионов. Получится, что водители машин со спецномерами только в Москве за год совершили шесть тысяч зарегистрированных инспекторами ГИБДД нарушений. А как вы думаете, сколько раз протоколы на таких водителей не составлялись?

В 2006 году Рыжков с коллегами, как мы писали выше, предложили сократить число "мигалок" до восьми и внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Однако комитет нижней палаты по безопасности, в который входят преимущественно "борцы с мигалками" - депутаты от Единой России - заключил, что вступление такого закона в силу потребует значительных бюджетных расходов. Поэтому документ отправили на оценку правительства.

Как заявил Ленте.Ру сам Владимир Рыжков, этот закон не требует никакого бюджетного финансирования. Тем не менее, вскоре депутаты планируют получить заключение правительства и снова отправить документ на рассмотрение в Госдуму.

Интересно, что по сведениям газеты "Коммерсант", заключение правительства будет отрицательным. Теперь чиновникам не понравилось, что в документе "указаны конкретные должностные лица, ведь название должности могут поменять или вовсе упразднить. Обычно указывается лишь сфера, в которой работает чиновник,– так делается согласно юридическим правилам". Такое заявление корреспонденту "Коммерсанта" сделал начальник отдела административных правонарушений и дознания управления ГИБДД РФ Владимир Кузин.

Что будет?

В начале этой статьи мы предложили читателям вспомнить несколько событий, связанных с организацией движения на российских дорогах. Одним из этих событий стало внезапное вступление в силу новых правил дорожного движения. Как и законопроект Плигина-Москальца об увеличении штрафов, "правила-2006" не публиковались в открытых источниках. И новые запреты для большинства автолюбителей стали, мягко говоря, неприятным сюрпризом.

По разным причинам начало действия новых ПДД отложили на год - до 2007 года. Примерно в это же время, если ориентироваться на слова Владимира Плигина, должен вступить в силу законопроект об усилении ответственности водителей. И не исключено, что, несмотря на частое обсуждение этого документа в прессе, он тоже станет сюрпризом. Довольно неприятным.

Иван Александров

По информации www.lenta.ru

Облако тегов