Экономить на страховке - себе дороже?

28 апреля, 2008 - 00:18
16 0

Страхование гражданской ответственности является общепринятой нормой всего цивилизованного мира. Обязательное страхование - явление относительно новое.

В соответствии с Законом, все водители обязаны застраховать свою гражданско-правовую ответственность. Несмотря на это, многие автомобилисты до сих пор ездят без страхового полиса, тем самым подвергая себя совершенно неоправданному риску.

С ростом благосостояния наших сограждан растет количество дорогих автомобилей на дорогах. Даже легкая авария с крутым авто может обойтись очень дорого. Например, один задний бампер на Porsche Cayenne стоит 7629 гривен, и это только цена запчасти, без учета стоимости работ по покраске и установке.

Застраховать автомобиль значительно дешевле. «Стоимость страхового полиса по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности для владельцев легковых автомобилей колеблется от 103 грн до 850 грн в год», - говорит директор филиала ЗАО «УИСК «Инвестсервис» Константин Ильницкий. «Факторами, влияющими на ценообразование, являются: объем двигателя, место регистрации ТС, стаж вождения, тип договора страхования. Самый дешевый полис - для легковых автомобилей с объемом двигателя до 1,6 л, зарегистрированных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс., которыми управляют водители со стажем более 10 лет. Также при перезаключении полиса на следующий год на его стоимость влияет безубыточная езда или аварийность за прошедший страховой период», - объяснил господин Ильницкий.

Страховка должна покрывать все расходы, кроме франшизы. Франшиза - это определенная часть убытков, которую при наступлении страхового события страхователь оплачивает самостоятельно. Размер франшизы для типичного полиса автогражданки составляет 510 грн. Как объяснил Александр Ваховский, заместитель начальника отдела транспортного страхования ЗАО «УСК «ВЕСТА», сумма франшизы не может превышать 2% от лимита ответственности по имуществу. «Страховые компании используют франшизу для того, чтобы оградить себя от мелких выплат. Трудозатраты на оформление страхового случая и ведение документации одинаковы как для крупных выплат, так и для мелких, а франшиза помогает страховщикам работать более эффективно. Если при страховании КАСКО размер франшизы влияет на размер страхового тарифа, то при покупке полиса ОСАГО размер франшизы никак не отражается на платеже. Поэтому, приобретая полис, имеет смысл выбирать компанию, предлагающую наименьшую франшизу», - считает господин Ваховский.

Немаловажным фактором при выборе страховой компании является показатель уровня урегулированности страховых случаев. Подробную статистику публикует на своем сайте Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ). Одними из лидеров рынка по этому показателю в абсолютных величинах являются страховые компании «Оранта» и «Дженерали Гарант». Представители «Оранты» за 2007 год смогли урегулировать 4490 заявлений о страховых событиях из 4823 полученных (93,1%); у «Дженерали Гарант» похожая ситуация - 6268 из 7561 (83%).

Стоит учесть, что обращаться за возмещением в страховую компанию должна потерпевшая сторона. На ней же лежит ответственность за предоставление всех необходимых документов, имеющих отношение к ДТП.

Максимальная сумма, которую компания-страховщик обязана выплатить при наступлении страхового случая, составляет 51 тыс. грн при причинении вреда жизни или здоровью на каждого потерпевшего и 25 500 грн при причинении вреда имуществу на одного потерпевшего, но не более 5-кратного размера этой суммы на один страховой случай. Если выплаченная сумма по действующему договору превысила 76 500 грн, то действие договора может быть прекращено страховщиком в одностороннем порядке.

В отдельных случаях страховая компания имеет право попытаться взыскать с виновника деньги за причиненный им ущерб: если водитель был пьян, управлял транспортным средством без водительского удостоверения или скрылся с места ДТП. В перечисленных случаях страховая сначала выплачивает компенсацию потерпевшим, а потом предъявляет виновнику требование о взыскании выплаченной суммы.

Несмотря на обязательность страхования, более половины автовладельцев на наших дорогах ездят без страхового полиса. Как говорит директор департамента организации продаж НАСК «Оранта» Игорь Грузской: «В столице контроль за наличием полисов автогражданки ослаблен, специально машины для проверки наличия соответствующих документов не останавливают. Но в регионах контроль на достаточно высоком уровне, там продолжают штрафовать нерадивых водителей».

Согласно нынешним правилам, за отсутствие страховки предусмотрен штраф 17 грн. Однако учитывая то, что 21 марта 2008 года Верховная Рада в первом чтении приняла закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», стоит ожидать многократного увеличения штрафных санкций, в том числе и за отсутствие страхового полиса.

В любом случае количество застрахованных автомобилей растет с каждым днем, а незастрахованных становится все меньше. В аварии всегда пострадает тот, у кого нет страховки, потому как для страховых компаний решение вопросов, возникающих в результате ДТП, - повседневная работа. А для рядового водителя контакт с силовыми структурами и судами - очень неприятная процедура, проходящая, как правило, на грани стресса. Помните: даже самый дешевый полис может оградить вас от очень дорогих последствий.

Источник: autonews.ua

Облако тегов