И это все о нем.

23 сентября, 2005 - 11:45
40 0

Удивительное дело, как наше государство любит свой автопром. Души в нем, практически, не чает. Помогает всеми силами, поднимает, можно сказать. Только вот какие-то странные при этом использует методы.
Вместо того, чтобы способствовать обновлению производственных мощностей, внедрению новых технологических и дизайнерских разработок (которых, уверен, не мало), а уже через это воздействовать на улучшение качества выпускаемой продукции, а, следовательно – усилению потребительского спроса на отечественные машины, вместо всего этого вводится странный закон об увеличении пошлин на ввозимые иномарки возрастом старше 7 лет.
Для тех, кто не в курсе – именно эта категория машин составляет относительную ценовую конкуренцию российским автомобилям. Относительной эта конкуренция является потому, что никакой реальной конкуренции наши выродки славного племени двигателей внутреннего сгорания никакой конкуренции, конечно, не могут составить даже подержанным Фольксвагенам и Реношкам.
Давайте разберемся, могут ли такие меры реально способствовать подъему отечественного автопрома?
Кто ж спорит, что надо поднимать автопром? Кто спорит, что у нас должны быть свои машины? И при том – конкурентоспособные.
Никто не спорит.
Давайте говорить о задаче минимум. Задача такая – иметь конкурентоспособный автомобиль, недорогой, простой в обслуживании и – самое главное – надежный.

Конкурентные отечественные машины – реальность или фантастика? Отвечаем со всей уверенностью – это реальность. Даже в нынешнем своем состоянии машины конкурентоспособны. В той же Греции, откуда мне довелось недавно съездить, очень много отечественных машин. И конкурируют они не за счет качества, а за счет своей относительно низкой цены. В Афинах ездят только отечественные троллейбусы, чтоб Вы знали. Значит – можем конкурировать, пусть и таким варварским методом – давая демпинговые цены. Не забывайте так же, что конкурировать «Жигулям» не с «Мерседесами» приходится, а с машинами СВОЕГО КЛАССА, а это совсем другое дело. Конечно, тягаться с Меринами и Баварскими моторверками у Жигулей кишка тонка, но это и не нужно. Есть класс малолитражек, к которому Лада и относится, вот там и надо проводить грамотную политику, способствующую росту конкурентоспособности. Завалить Европу Ладами вряд ли получится, но закрепить за собой пусть небольшой, но надежный сегмент рынка, приносящий твердую валюту в страну – абсолютно реально. Если кто не знает – в Италии строится завод по производству наших «Козликов». Пока ВАЗовцы стучат лысиной по кремлевскому паркету, умоляя повысить пошлины на ввозимые иномарки, в Италии будут делать и, заметьте, там же и продавать «козлы».
Раз строят завод, значит, есть покупатель. Сами понимаете, что ни один инвестор, находясь в здравом уме, не даст денег на подобное строительство, не убедившись в том, что продукция, выпускаемая на этом предприятии, будет пользоваться спросом.
Недорогой автомобиль, тоже не фантастика. Судите сами – рыночная стоимость Жигулей – 6-8 тысяч уёв. Стало быть – себестоимость его в полтора, два раза ниже. Где Вы видели новую европейскую машину за такие деньги? Нету таких.
Да и ту себестоимость, что есть, можно понизить – наши конструкторы славились не тем, что разрабатывали что-то, а тем, что умудрялись это сделать в разы дешевле. Как говорится, сотворить самолет 5-го поколения за 2 миллиардика любой дурак сможет, а вот сделать то же самое в 10 раз дешевле – совсем другая разница. По сути, это уже совсем другое изобретение. И вопреки басням про технологическую отсталость Советского союза существуют реальные аргументы против этих баек. Кто не помнит – у нас не только Запорожцы выпускались, были и другие машины, которые составляли реальную конкуренцию элитным импортным автомобилям. И двигатели для них, заметьте, не во Франции покупались.
Насчет простоты в обслуживании – ну, тут попроще. Автомобили у нас (за редким исключением) сделаны по принципу автомата ППШ – из трех частей. И обслуживать их уже научились, тем более, что услуги автосервиса приносят огромный доход.
С надежностью, как Вы понимаете, сложнее всего. Иномарки покупают не потому, что они комфортнее, а потому, что они реже ломаются. Банальный, но факт. Что влияет на надежность автомобиля? Надежность его узлов. Можно ли делать узлы надежными? Отвечаем, не моргнув глазом – можно. И прецеденты были, достаточно вспомнить автомобили Победа и Волга-21, которые до сих пор ездят по стране. Мало того, автомобили, выпускаемые ВАЗом до 1992 года считаются гораздо надежнее, чем те, что выпускались в последующее время. А почему?
Спрашиваете – отвечаем. А потому, что производство бракованных узлов поставлено на поток, на нем делаются огромные деньги. Какие хитренькие – решили, что купили машину и на этом Ваши траты кончились? А как бы не так! То одно полетело, то другое. Приходится бежать в магазин и покупать, покупать, покупать. Процентов 30 из купленного опять же оказывается бракованным. На удивленный вид отвечают – а что вы хотели, это же отечественное. Не нравится – покупай иномарку, дорогой.
У меня такая точка зрения – сравните со своей - мне не нужен какой-то суперкомфорт. Самый главный комфорт – мало-мальская уверенность в том, что через 10 метров что-нибудь от машины не отвалится. Машина (в той ценовой группе, о которой мы говорим) должна просто ездить, долго и надежно, потребляя при этом как можно меньше топлива. Если Вы предпочитаете гоночный стиль езды – тут уже другой случай, Вам специальная машина нужна, а специальная всегда дороже.
А теперь мы подошли, пожалуй, к самому важному. А кому надо, чтобы наши автомобили были конкурентоспособными? Правительству? Президенту? Депутатам? Да нет, им это вряд ли нужно, они все ездят на иностранных автомобилях, при том производства стран вероятного противника. Интересно, что испытывает ветеран Великой Отечественной Войны видя, что президент страны, за которую он, ветеран, кровь проливал, теперь на немецкой машине по Москве ездит? Думаю, что ничего хорошего не испытывает. Другими словами – никому подъем автопрома не нужен. Загублен ГАЗ, встал АЗЛК – это ли не тревожные звонки о скорой кончине? Думаете, введение новых пошлин оживит эти заводы?
Кто ж спорит – надо поднимать автопром. И введение пошлин – ОДИН ИЗ весьма действенных механизмов для этого. Но механизм этот должен использоваться в комплексе с другими методами воздействия, в том числе и весьма неприятными. Персональной ответственностью директора завода за качество своей продукции, например. Не обеспечил? Давай, голубчик, на пенсию, за профнепригодностью. Вот тогда и начнется борьба за качество.
Может ли ВАЗ сделать «Мерседес»? Конечно, может. Без особых проблем. И подушки безопасности вставят и кожаный салон и корпус укрепят, и шумоизоляцию организуют, и зазоры между деталями кузова доведут до приемлемой цифры, чтобы сквозняки по салону не гуляли, и резину приличную, и диски, и тросики на подъем стекол, которые не лопаются и не замерзают на морозе, и автоматические дворники, и автоматически включаемые фары с регулировкой яркости, в зависимости от внешнего освещения и кучу других радостей. Просто стоить эта машина будет как Мерседес, а, скорее всего дороже, поскольку уровень издержек будет гораздо выше.
Ну и кто в такой ситуации будет это покупать? Проще будет купить настоящий Мерседес. Поэтому то в производстве тянуться надо не к Мерседесу, там нам делать пока нечего, выходить надо на уровень других машин в СВОЕМ классе.
Кроме того, ведение подобной безграмотной лоббистской политики попросту окончательно развяжет руки производителям, качество продукции будет еще более низким, страдать будет все тот же потребитель. Мы с Вами.
Конечно, не все так просто. Для того, чтобы хотя бы через 10 лет начать получать прибыль от завода, надо несколько лет с голой, простите, жопой ходить, вложив все деньги в переоборудование предприятия. А, имея философию рвача в голове, по которой надо как можно скорее и как можно больше урвать и свалить – о долговременном вложении средств думать не приходится. К сожалению, мразь, находящаяся у власти, имеет именно такую психологию, психологию временщиков.

Резюмирую – использование механизма повышения пошлин на ввозимые иномарки в отрыве от остальных рычагов воздействия, влияет не на производителя, а покупателя. Просто обозлят людей, заставив их отложить покупку машины на один-два года, необходимые для накопления, требуемой суммы для покупки опять же, иномарки.

Mode

Облако тегов