Плата за въезд

3 октября, 2007 - 09:36
21 0

Теперь в центр Лондона можно въехать только за деньги. Или на общественном транспорте. Так решил транспортную проблему в крупнейшем мегаполисе мира ее мэр Кен Ливингстон

Еще пять лет назад Лондон постоянно лихорадило в часы пик. Каждый час в центр британской столицы направлялось более 40 тысяч автомобилей. Естественно, что транспортные артерии города, по которым лет 100 назад разъезжали неторопливые дилижансы и кареты, не выдерживали такого потока машин, и автомобильные пробки стали обычным явлением. Особенно это нервировало жителей в утренние часы, когда в центр города на собственных машинах устремлялись более 3 миллионов служащих государственных учреждений и частных фирм. Ничто не помогало разгрузить центр Лондона: ни запрет на въезд грузовиков, ни разного рода схемы одностороннего движения, ни повышение цен за парковку. Проблему решил мэр Лондона Кен Ливингстон.

Плата за проезд

Въезд в центр города решено было сделать платным. Лондонская мэрия потратила более 200 миллионов фунтов на то, чтобы создать в центре столицы зону площадью в 21 квадратный километр. 170 въездов в нее оборудованы видеокамерами, которые считывают въезжающие в центр города номера машин и передают информацию на центральный компьютер. Через два года эта зона была увеличена за счет части западных районов Лондона. Если въезд в центр города предварительно не оплачен, владельцу автотранспорта грозит штраф от 80 до 120 фунтов (240 долларов). С февраля 2003 года за въезд в центр Лондона с 7 до 19 часов нужно было платить 5 фунтов (около 10 долларов), а с июля 2005 года — 8 фунтов. Оплата производится по специальной бесплатной телефонной линии кредитной картой, через интернет и даже с помощью текстового сообщения, отправленного с мобильного телефона. Исключения из правил предусмотрены только для полицейских и пожарных машин, машин «скорой помощи», такси и мотоциклистов. Льготы есть у инвалидов. По вечерам (после семи), выходным и праздничным дням въезд в центр Лондона бесплатный.

Эта мера разгрузила центральную часть города почти на 40 процентов. Число въезжающих ежедневно в центр Лондона машин уменьшилось на 70 тысяч, пробки практически исчезли. Мэрия только за первый год после введения транспортной дани заработала около 80 миллионов фунтов, а в прошлом году сумма сборов достигла уже 122 миллионов. Эти деньги инвестируются в улучшение транспортной инфраструктуры города.

И еще одно «силовое предупреждение» городских властей желающим прокатиться днем в центр Лондона: там непомерно выросла плата за парковку. Припарковаться в центре стоит до 4 фунтов за час. При этом парковка не должна превышать двух часов. Хочешь держать машину дольше, беги к счетчику и бросай в него еще монеты. Штрафы за нарушения правил парковки в Лондоне очень ощутимые и варьируются в зависимости от района от 40 до 100 фунтов. Не говоря уже о том, что колесо автомобиля-нарушителя блокируется и машина эвакуируется на штрафную стоянку. Выкупить ее стоит от 45 до 60 фунтов. Сбор штрафов и регулирование цен за парковку входит в компетенцию администраций 33 лондонских районов, причем штрафы назначаются не полицейскими, а специальными служащими районных советов, следящими за парковкой. Контролерам запрещено самим взимать штраф, они только выписывают квитанцию, которую нужно оплатить через банк или послать чек.

Без авто

Глава транспортного отдела лондонской мэрии Бен Плауден — известный автодорожный специалист, участвовавший в разработке стратегии борьбы с транспортными пробками в Лондоне. В интервью «Огоньку» он рассказал о последствиях введения платы за проезд в центр города.

— Плата за въезд в центр существенно снизила транспортные потоки и особенно количество заторов в Центральном Лондоне. Люди стали больше пользоваться общественным транспортом. Успех этого проекта оказался возможным еще и потому, что, прежде чем представить его на обсуждение общественности в 2002 году, мы увеличили в центре количество автобусных маршрутов, с тем чтобы люди, которым не по карману плата за въезд в центр, могли воспользоваться метро или автобусом. Предложенная нами схема борьбы с перегруженностью транспортных трасс сработала с самых первых дней ее внедрения. При этом значительно уменьшилось количество частных автомобилей в Лондоне — оно достигло самого низкого уровня с 1988 года. Наш город — единственный мегаполис мира, где возникла такая тенденция. И это при том, что за пределами столицы число автовладельцев увеличилось за последние пять лет на 16 процентов. В Лондоне же сейчас у 40 процентов населения вообще нет своих автомобилей. За 5 лет количество поездок в автобусах увеличилось на 37 процентов (около 5 миллионов пассажиров в день), число пассажиров в метро за этот же срок подскочило на 12 процентов. При этом уменьшились дорожно-транспортные происшествия и число их жертв, улучшилась экология центральных районов. Так что в целом этот проект оказался очень успешным.

Что изменилось за четыре года в жизни лондонцев после введения платы за проезд в центр города?

Сейчас большинство работающих в центре Лондона людей ездят на работу на метро, автобусах или велосипедах. А если живут близко от работы, то и вообще ходят туда пешком. И лишь очень небольшое число работающих в центре продолжает добираться до работы на автомобилях — их сейчас не более 10 процентов. Надо сказать, что за последние годы значительно увеличилось количество индивидуальных поездок на всех видах транспорта. Сейчас ежедневно в Лондоне совершается около 26 миллионов таких поездок. Их количество будет возрастать в течение ближайших 15 — 20 лет. Это создает серьезные экологические проблемы, которые мы пытаемся решать совместно с районными администрациями. Все усложняется еще и тем, что у нас не будет в обозримом будущем возможности строить в городе новые дороги.

Легко ли было решиться на взимание платы за проезд в центр? Ведь после введения платы все были уверены, что мэр совершил политическое самоубийство...

Кен действительно все поставил на карту. Первая реакция автовладельцев была ужасной. Пресса пророчила ему конец карьеры, настолько сильно было возмущение. Колоссальное давление оказывали торговые фирмы, расположенные в центре города, у которых упал оборот — количество покупателей действительно значительно уменьшилось. Но в конце концов большинство лондонцев поддержало мэра.

Пытаетесь ли вы как-то регулировать количество автомобилей в городе?

Административные меры здесь не годятся. Невозможно запретить покупать автомобили. Невозможно разрушить полгорода и проложить 6-рядные автострады на месте Пиккадилли и Оксфорд-стрит. Мы пытаемся действовать экономическими мерами. Плата за проезд в центр — одна такая мера. Бесплатная парковка в любом месте города для автомобилей на альтернативном топливе — другая.

В России пытаются уйти от ситуации «одно авто — один пассажир», надеясь, что это разгрузит транспортные потоки. Пытаетесь ли вы решить эту проблему?

Мы пытаемся решать ее с помощью работодателей. Мы даже разработали особую программу под названием «Поделись местом!». Она предполагает совместные поездки в одной машине на работу и с работы сотрудников одного предприятия. Не сказал бы, что эта схема успешно работает. Вы, наверное, знаете английскую поговорку «мой дом — моя крепость»? Многие мои сограждане заменяют в ней слово «дом» на слово «автомобиль».

Борьба за очки

Транспортная политика лондонских городских властей медленно, но верно превращает автомобиль из средства передвижения в роскошь. Более всего этому способствует мощное финансовое давление, которое испытывают автовладельцы, в частности невиданная в других странах система штрафных санкций. В Великобритании разработана четкая система наказаний за нарушение правил дорожного движения, состоящая из штрафных очков и пяти степеней серьезности нарушений. Самые частые нарушения дорожных правил в Британии — это превышение скорости и неправильная парковка. Максимальный штраф по первой и самой низкой степени серьезности нарушения — до 200 фунтов (400 долларов). Что же касается штрафных очков, которые фиксируются в центральной полицейской компьютерной системе, куда заносятся все сведения об автомобилистах, то здесь действует такое правило: если в течение трех лет вы набираете 12 очков, у вас отбирают права минимум на 6 месяцев, а могут и на год и более.

Теперь о более серьезных нарушениях — от второго уровня (максимальный штраф 500 фунтов — тысяча долларов) до пятого (максимальный штраф 5 тысяч фунтов). Во второй уровень входят серьезные нарушения скорости, когда вы превысили ее более чем на 30 миль (причем здесь речь идет о городских улицах). Если аналогичное нарушение произошло на автостраде, где вы двигались со скоростью, превышающей 100 миль, ожидайте штрафа от 1 до 2,5 тысячи фунтов (естественно, что одновременно вы получаете за это еще и штрафные очки). Однако самые серьезные штрафы предусмотрены за управление автомобилем в нетрезвом состоянии (когда уровень алкоголя в крови превышает норму) и за неостановку при дорожно-транспортном происшествии. Здесь штраф может доходить до 5 тысяч фунтов (это пятый уровень нарушения) плюс у вас отбирают права и вы получаете от 5 до 10 штрафных очков. За эти деньги, кстати, можно приобрести подержанный (3 — 5-летний) автомобиль среднего класса или новую малолитражку. Если вы отказываетесь платить штраф, вам грозит 6 месяцев тюремного заключения. Чтобы понять, насколько больно штрафы бьют по карману англичан, нужно учесть, что средняя зарплата в Британии — 1900 фунтов в месяц, по нынешнему курсу — 3800 долларов (до уплаты всех налогов).

При первом случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии помимо ощутимого штрафа отбираются права минимум на год. Если после этого в течение 10 лет подобное нарушение повторяется, водитель автоматически лишается прав минимум на 3 года. Кстати, отказ на месте пройти тест на наличие в крови алкоголя наказывается штрафом до тысячи фунтов (2 тысячи долларов) и при этом возможно (но не обязательно) лишение прав на срок до года. Кстати, такой же штраф — 5 тысяч фунтов — накладывается при отсутствии автомобильной страховки. Что крайне не характерно для британской дорожно-транспортной полиции, так как это коррупция. Я опросила всех своих знакомых-автомобилистов: никто из них никогда не давал взяток полицейским и никто об этом не слышал. Возможно, это связано еще и с тем, что нарушения в подавляющем числе случаев фиксируют не люди, а приборы. Кроме того, даже если вас останавливает полицейский, его переносной радар, зафиксировав ваше нарушение, в тот же момент автоматически передает его на центральный компьютер дорожной полиции, откуда этот сигнал уже невозможно извлечь.

Так что теперь становится понятным, почему за последние годы не только количество пробок, но и число автомобилей в Лондоне резко сократилось.

Наталья ГОЛИЦЫНА, Лондон
Журнал "Огонёк"

Облако тегов