Автомобили, проданные в кредит, будут отбирать

3 апреля, 2008 - 10:25
43 0

31030815.jpg

Столичные коллекторские агентства подтвердили, что не гнушаются использовать в своих целях абсолютно любые методы: от уговоров и угроз до давления на родственников и друзей должника в популярном сетевом ресурсе одноклассники.ру.

Банки стыдливо и неохотно комментируют тему сотрудничества с конторами по выбиванию долгов. Действительность же такова, что банковские службы безопасности уже давно не справляются с теми гигантскими объемами невозвратов потребительских кредитов, которые накопились как минимум за последние три года. Сразу в нескольких столичных коллекторских агентствах подтвердили, что спрос на услуги со стороны банков в последнее время сильно вырос. “Непрофильные банковские операции банки стараются отдать на исполнение аутсорсингу, что помогает сделать банковский процесс эффективнее”, – прокомментировал директор по развитию бизнеса долгового агентства “Пристав” Сергей Штепер.

Если раньше доля автокредитов в портфелях долговых агентств была невелика, то сегодня, по словам директора коллекторского агентства “Центр ЮСБ” Александра Федорова, их становится все больше, что связано с лавинообразным ростом мошенничества в 2007 году. По словам А. Федорова, реальный объем возврата денег очень высок (до 95%), так как имеется имущество, на которое можно обратить взыскание (автомобиль). Усиливающаяся конкуренция между сборщиками долгов и ожидаемое появление новых иностранных игроков на российской площадке – все это сильно попортит жизнь автовладельцам, которые привыкли игнорировать напоминания банковских служб безопасности.

Популярно говоря, коллекторы – это люди, которые купили долг “мертвого” клиента у банка за бесценок, но собираются выбить этот долг у человека для себя полностью, отобрав у должника и все проценты и пени, начисленные за период просрочки платежей. В отличие от судебных приставов, коллекторы не будут строчить письма и стоять под дверью. Коллекторские организации сами себе хозяева, они ни от кого не зависят, они не имеют единого контролирующего органа, так что, по сути, могут пользоваться самыми разными методами, порой довольно неоднозначными.

“Мы действуем методом кнута и пряника, – рассказывает директор коллекторского агентства “Центр ЮСБ” Александр Федоров. – В нашем деле главное – найти человека. Прежде всего, мы стараемся поменять представление человека о его ситуации, объяснить ему, в чем корень его проблем, почему ему стоит отдать деньги во внесудебном порядке. Если человек повел себя как хам: то есть сбросил звонок, выбросил симку, тогда к нему выезжают специально обученные люди, которые ему объяснят, что сейчас мы пришли по-хорошему, а в следующий раз мы придем с участковым, а потом с судебным приставом, и после суда у человека вообще ничего не останется. Мы, безусловно, используем угрозы, но ни в коем случае не семье, и все происходит в рамках закона”.

Шоком для общественности стала весть о том, что коллекторы используют в своих целях и святая святых, цитадель откровенности и доступности – популярный сайт одноклассники.ру, где находится полная база данных на несколько миллионов российских граждан. Мало того что некоторые коллекторы прикидываются симпатичными девушками, чтобы заполучить заветный номер мобильного телефона должника, но они также могут воздействовать на круг его общения: позвонить родственникам или друзьям, написать на работу о том, какой сотрудник неблагонадежный и недобросовестный и какой у него огромный накопился долг.

“Да, мы пользуемся этой темой, – констатирует А. Федоров. – При поиске должника у нас две цели: более эффективно и менее затратно, и “одноклассники” для этой цели больше всего подходят. С другой стороны, одноклассники – просто популярная, модная тема, она имеет довольно специфичную аудиторию (в основном до 35 лет). Мы, конечно, можем прибегнуть к этому ресурсу, но в самом крайнем случае, если должник недоступен ни по одному их своих контактов. Если мы уже установили контакт, то нам это, конечно, не нужно”.

Между тем законность подобных действий все-таки можно оспорить. Например, передача персональных сведений при сборе информации третьим лицам уже является нарушением Федерального закона “О персональных данных”. В таком случае можно совсем обнаглеть и подать на долговое агентство в суд. Впрочем, большинство агентств все-таки стесняется использовать подобные источники информации, так что адепты “одноклассников” могут спать относительно спокойно.

“Такие методы могут вызвать только улыбку, – комментирует С. Штепер. – Во временном отношении это нецелесообразно. Если на поиск должника уходит больше тридцати минут, значит, бизнес неэффективен. Возможно, такие методы больше подходят для детективных агентств, но, на наш взгляд, это не совсем корректно. Мы пользуемся другими базами данных, которых существует огромное множество. Главная же наша задача – объяснить человеку, что мы ему не враги и мы должны вместе найти решение проблемы”.

Облако тегов