Не так давно глава МВД России Рашид Нургалиев говорил о новом облике инспектора ГИБДД, который помогает водителям, а не берет взятки. По мнению министра, для этого надо прежде всего улучшить социальное обеспечение и образование дорожного милиционера.
По данным «Газета.Ru», в 2006 году во взяточничестве уличили 3582 сотрудника ГАИ, в 2007 году - 5268. Водители считают, что на смену выявленным придут новые - из-за небольшой зарплаты.
В МВД России работу сотрудников ГИБДД причислили к категории наиболее вредных. «За последние три года 206 инспекторов ГИБДД погибли и 2 238 получили ранения при исполнении служебных обязанностей», - подчеркивает зам.главы МВД РФ Александр Чекалин и отмечает, что сотрудники ГАИ работают «в сфере повышенной опасности и риска». По его словам, ежегодно именно из-за социальной незащищенности увольняется около 4 тысяч сотрудников этой службы, и эту ситуацию надо менять:
- предоставить автоинспекторам дополнительные отпуска,
- ввести льготное исчисление выслуги лет, доплату за работу во вредных и опасных условиях,
- обеспечить сотрудников ГАИ бесплатной правовой помощью,
- тем, кто служит более 20 лет, предоставить льготы на приобретение земельных участков.
«Нужно перевести финансирование милиции и Госавтоинспекции на федеральный бюджет», - считает Рашид Нургалиев и отмечает, что с президентом РФ уже согласованы вопросы создания специального соцпакета для инспекторов ГАИ.
«Я уверен, что зарплата работника ДПС должна быть существенно больше, чем 10 000 рублей, - говорит «НГС.НОВОСТИ» координатор новосибирской общественной организации автовладельцев «Свобода выбора» Владимир Кириллов. - Новые сотрудники ДПС, как правило, молодые люди, жильем не обеспеченные… Я думаю, что просто нужна хорошая зарплата, полная социальная защищенность (построить дом или предоставлять квартиры), чтобы у человека не возникало мотивации нарушать закон».
Российские правозащитники считают, что делать это уже поздно. «Нужно было раньше об этом думать, сейчас нельзя изменить гаишников», - говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
По его мнению, инспекторы, привыкшие к высокому доходу, уже не смогут от него отказаться, даже если появится обещаный соцпакет, достойная зарплата и другие льготы: «Вам любой психолог скажет, что человек, зарабатывавший миллион, не сможет его променять на 30 тыс. рублей при том, что есть возможность по-прежнему брать взятки».
В лишении ГАИ «взяткоемких» обязанностей Виктор Травин видит единственное решение проблемы: забрать техосмотр, регистрацию автомобилей, автошколы и экзамены, а каждое административное дело направлять в суд с возможностью решения дела через Интернет для быстроты рассмотрения.
ГИБДД он предлагает оставить контроль над организацией дорожного движения (пробки), профилактику и надзор за безопасностью движения, контроль ГОСТов и коммунальщиков.
Кроме того, Виктор Травин уверен, что состав службы надо стремиться обновить: «В ГАИ нужно принимать только новых сотрудников на конкурсной основе и с высшим образованием».
«Невозможно получить нового сотрудника ГИБДД без реформы самой структуры ведомства», - говорит лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
Он считает, что на базе ГАИ должно быть создано специальное привилегированное подразделение дорожной полиции по западному аналогу, которое будет заниматься профилактикой аварийности и пробок. А зарплата конкретного автоинспектора должна напрямую зависеть от количества аварий на вмененной территории. По мнению Виктора Похмелкина, «подчиняться новое ведомство должно гражданскому министру, а не МВД - это поможет избавиться от коррупции».
В Москве сотрудников ДПС не хватает.
В Вологодской области неукомплектованность штата ГИБДД составляет 45%. Новые места для сотрудников дорожной инспекции, которые вводятся в области, заполнять не кем.
«Комплектация штата дорожных инспекторов составляет 55% от положенной нормы. Молодежь не желает работать дорожными постовыми за сумму в 6-7,5 тысяч рублей. Вопрос об увеличении заработной платы сотрудникам ГИБДД должен решиться как можно раньше», - говорит заместитель начальника управления ГИБДД по Вологодской области полковник Виктор Мороз.
В Нижегородской области содержание одного инспектора ГИБДД обходится бюджету в 1 млн. рублей в год. В эту сумму входят затраты на обмундирование, техническое и транспортное оснащение сотрудника, выплату заработной платы и т.д. При этом средняя зарплата инспектора ГИБДД «со стажем» находится на уровне 10-12 тыс. рублей, заработная плата «начинающего» инспектора ГИБДД ГУВД по Нижегородской области - 3 тыс. рублей.
«Если будет должное финансирование, мы готовы расширить штат, но на такую зарплату никто не идет», - говорит заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Нижегородской области Николай Мамонов.
По его словам, штат ГИБДД в Нижнем Новгороде укомплектован только на 11% от положенного норматива...
Тема, которую мы подняли, далеко не нова. С «народной» точки зрения, на Интернет-форумах, часто называют сумму, которую должен получать рядовой автоинспектор, работающий и в снег, и в дождь, иногда с риском для жизни - минимум 1500 долларов. Чтобы он дорожил своим местом, не искал «левого» приработка или другой работы. Посмотрим, что на этот раз предпримут власти. Будем надеяться, что за предложениями последуют хоть какие-то реальные действия по борьбе с коррупцией и повышению уровня жизни сотрудников правоохранительных органов.
Юлия Грецова
probka.ru