Российский авторынок ожидает долгое восстановление

18 сентября, 2009 - 08:55
15 0

Российский авторынок ожидает долгое восстановление

В последнем аналитическом отчете по авторынку “Российский авторитейл в условиях экономического кризиса”, подготовленном специалистами Департамента консалтинга РБК, сообщается, что в 2009 году ожидается сокращение дилерской сети примерно на 30-35% в количественном выражении. “Причиной станут банкротства небольших и средних компаний, резкое падение спроса на автомобили и кризис российской кредитной системы. Восстановление спроса на автомобили и возрождение автодилерского бизнеса начнется не ранее 2011 г., когда доходы россиян начнут восстанавливаться и появится платежеспособный спрос”, – говорится в отчете. “На мой взгляд, к 2014 г. выйти на уровень 2007 г. не удастся, поскольку нет предпосылок для этого, во всяком случае, в настоящее время, – говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА "РосБизнесКонсалтинг" Анна Синявская.

– Падение прекратится не раньше 2011 г., если не будет второй волны кризиса в 2010 г. И это будет хорошим результатом, поскольку сейчас продажи падают на 60%. Падение прекратится вместе с началом восстановления экономики и, соответственно, потребительского спроса”.

Как отмечают участники рынка, предпринятые государственные меры по стимулированию рынка не приносят должного эффекта. Так, например, расширение границ льготного государственного кредитования машин с 350 до 600 тыс. руб. не вызвало заметного увеличения продаж. Кроме того, ввод программы по выплате премии за сданный в утиль старый автомобиль и последующей покупки новой машины намечен только на следующий год. Между тем во многих странах аналогичные программы достаточно продуктивно отработали в течение последних шести месяцев и сейчас подходят к своему завершению. Серьезным ударом по отечественному авторынку стало резкое сокращение кредитов, выдаваемых коммерческими банками. По сути, как отмечает Анна Синявская, единственной эффективной антикризисной мерой стало льготное кредитование от производителей и дилеров, сумевших предложить потенциальным клиентам действительно интересные условия.

Что касается премиального сегмента, то здесь мнения участников рынка достаточно сильно разнятся. Если одни утверждают, что этот сегмент пострадал меньше, чем бюджетный, то другие считают, что ситуация по люксовым брендам совершенно различная с учетом маркетинговых программ той или иной компании.

“Хотя премиум-сегмент российского автомобильного рынка оказался менее подвержен кризисным явлениям, борьба буквально за каждого клиента разгорается не только между дилерами одного и того же бренда, но и между всеми представителями этого сегмента в целом, – отмечает руководитель отдела маркетинга дилерского центра "Лексус-Измайлово" Антон Соколов. – В этих условиях рецепт успеха автодилеров сводится к стимулированию лояльности клиентов к автоцентру, которая приводит к росту числа повторных покупок”. По словам маркетолога, повышение уровня клиентского обслуживание сейчас является одной из главных задач каждого дилера. “Поскольку классические инструменты рекламы все менее и менее эффективны, особое значение в конкурентной борьбе дилеров в 2009 году приобретают средства “вирусного маркетинга”, то есть положительные рекомендации, PR-продвижение в социальных сетях и тому подобное”, – считает Антон Соколов.

Аналитики РБК отмечают, что автомобильный рынок вряд ли начнет восстанавливаться в следующем году, поскольку сейчас речь зачастую идет об элементарном выживании дилеров. “Финансирование автодилерских компаний будет осуществляться за счет собственных средств и краткосрочных банковских кредитов, которые будут направляться на реструктуризацию задолженности, – прогнозируют в департаменте консалтинга РБК.

– Основная задача любого дилера в 2009-2010 гг. – сохранить бизнес и остаться на рынке. В 2009 г. будут введены в строй те объекты, строительство которых было начато еще в 2008 г., однако дальнейшее строительство дилерских центров будет заморожено”. Таким образом, российский авторитейл переходит на другую модель бизнеса, более близкую к западной. Для нее характерны следующие черты: получение основного дохода от сервисного обслуживания, trade-in и продажи подержанных автомобилей, ориентация на покупателя (скидки, спецпредложения, акции, подарки постоянным клиентам и пр.), а также низкая инвестиционная привлекательность.

Источник - autonews.ru

Облако тегов