Москва стала мировым лидером по количеству ДТП

21 июня, 2006 - 14:12
43 0

Мировое сообщество в шоке. “Движение в Москве и других крупных городах России — это большой бардак!” — так прямо и заявил спецпредставитель гендиректора Всемирного общества здравоохранения в РФ Микко Виенонен. И он, увы, абсолютно прав.

Почему-то мало кто об этом задумывается и уж тем более афиширует, но факт есть факт: по аварийности на дорогах Москва стабильно занимает первое место в мире! Машины у нас бьются каждые 2 минуты. А число ДТП увеличивается в среднем на 10% в год.

Какие столичные дороги являются самыми опасными? Где регулярно происходят ДТП со смертельным исходом? Почему так быстро растет число аварий?

“Формула” любви к беспределу

Останавливает гаишник машину, подходит, заглядывает в салон:
— У-у-у, какие у нас глазки! Ну что, пойдем дунем?
— Не-е-е, командир, я больше не могу...

— По аварийности на дорогах Москва занимает первое место в мире, — говорит вице-президент Российской академии транспорта, профессор МАДИ Евгений Лобанов. А по словам столичных гаишников, в последние 2—3 года в Москве сформировался особый класс водителей, которые убеждены, что дорога — это трасса “Формулы-1”. Никакие правила для таких гонщиков не писаны. На их счету — десятки нарушений и не раз отобранные права. Но это не мешает им ощущать себя “крутыми перцами”, а тихоходов-пешеходов считать за непонятных существ, мешающихся под ногами (в смысле под колесами).

Кто нарушает чаще всего? Про машины депутатов и просто богатых людей, владеющих мигалками, и говорить не стоит. Авто с проблесковыми маячками нарушают правила в среднем полторы тысячи раз в неделю! И это только зафиксированные нарушения. Впрочем, депутатам “безобразия” прощаются — статус у них такой, неприкосновенный. В крайнем случае, если число нарушений зашкаливает за разумные пределы, слуги народа меняют водителя.

Сходят с рук преступления и богатому рублевскому контингенту. Наверняка многие помнят историю, когда в мае прошлого года молодая женщина с двумя детьми на джипе сбила двух инспекторов ГАИ на Кутузовском и укатила с места происшествия. Казалось бы, если уж обижают самих милиционеров, виновнику трудно уйти от наказания: стражи порядка славятся корпоративной солидарностью. Ан нет, в данном случае уголовное дело спускают на тормозах — сами понимаете, женщина живет в особняке на Рублевке...

Иногда лишнее позволяют себе артисты (они тоже не самые последние люди, в конце концов). Но если к депутатам наш народ относится без пиетета, то отношение к звездам куда более нежное.

— Звонит мне как-то журналистка, — рассказывает старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды Управления ГАИ Москвы Игорь Колосков. — “Вы в курсе, — говорит она, — что Гарик Сукачев выехал на встречную полосу и у него отобрали права? Неужели Гарик Сукачев будет лишен прав?” — “Нет, не в курсе, — отвечаю. — Я не знаю, что он нарушил, возможно, он и будет лишен прав”. — “Гарик Сукачев будет лишен прав?! Да вы что!!!” При всем уважении к творчеству музыканта такое отношение корреспондента мне совершенно непонятно.

Но все-таки количество известных лиц и господ с Рублевки в общей массе горе-шумахеров ничтожно. В основном нарушают правила не звезды телеэкрана и не дети известных родителей, а самые обычные молодые люди до 30 лет, которые считают себя чересчур крутыми, не привыкли контролировать свои поступки, а тем более отвечать за них. По наблюдениям гаишников, нередко попирают правила и дедушки–“одуванчики” на стареньких “копейках”.

Вот типичный пример “транспортного рецидивиста”. Знакомьтесь: Андреев Андрей Андреевич, 1984 года рождения, проживает в Королеве. За свою недолгую “карьеру” автомобилиста он попадался за разные нарушения 26 раз. В начале 2005 года он отказался пройти медицинское освидетельствование, не соблюдал предписания дорожных знаков и был лишен прав в мае. Но это Андрея Андреевича не смутило: он продолжал ездить без прав на скорости 150 км/час и плевал на все знаки, вместе взятые. Права ему вернут еще не скоро, но разве для него это имеет значение?

Точное число таких безбашенных нарушителей гаишникам неизвестно. Ясно одно: с законом в Москве не дружат не то что тысячи — сотни тысяч водителей. И их ряды регулярно пополняются.

— В столице сеть инспекторов на дорогах довольно неплотная, и где они стоят — автовладельцы, как правило, хорошо знают, — рассказывает Игорь Колосков. — Но стоит поменять дислокацию — и нарушители сразу попадаются пачками.

С ростом благосостояния дисциплина московских водителей, кстати, растет. На той же МКАД беспорядочно перестраиваются и носятся с бешеной скоростью чаще всего не водители “БМВ”, которые как раз в силу технических характеристик машины могут это совершать относительно безопасно для окружающих, а водители тонированных “восьмерок”, “девяток”, “десяток”...

Не верь, не бойся, не плати

По центральной улице Тбилиси несется свадебный кортеж. Скорость под 150. Гаишник, чтобы не устроить аварию, останавливает последнюю машину и говорит водиле:
— Дорогой, зачем так быстро едешь, скорость превысил, понимаешь? Плати штраф!
— Э-э-э, дорогой, зачем так говоришь, все так ехали! Зачем только меня остановил?! Зачем штрафуешь?!
— Слушай, ты когда-нибудь рыбу ловил? Скажи честно: сколько рыб на один крючок попадается?

Идиотизм ситуации в том, что сделать с горе-шумахерами практически ничего нельзя. Больше того — новый закон нередко позволяет им уходить от ответственности.

— Берем такой аспект: управление автомобилем без водительского удостоверения, — говорит начальник отделения отдела организации исполнения административного законодательства Управления ГИБДД Москвы Александр Брюхно. — Например, сейчас выгодно ездить по пьянке именно без удостоверения! Потому что оштрафовать водителя можно не за то, что он водит в состоянии алкогольного опьянения, а только за то, что у него нет прав (штраф от 7 до 10 МРОТ).

Но даже если инспектор выписывает штраф, водитель его чаще всего не оплачивает. А зачем, если ему за это ничего не будет? В принципе, в новом КоАПе есть статья №2025. Она предписывает либо удвоение неоплаченного штрафа, либо арест до 15 суток. Но Москва — большая, за всеми не уследишь. На памяти гаишников — лишь один случай, когда злостного неплательщика посадили на трое суток. Да и потом, как признают сами милиционеры, новая система оплаты штрафов столь сложна и нелепа, что даже честным водителям сложно быть законопослушными.

По идее, получив протокол, гражданин должен пойти в сберкассу и отстоять очередь вместе с теми, кто оплачивает коммунальные услуги. Еще законодатель рекомендует ему сообщить в подразделение ГАИ, что штраф уплачен. В Москве — 26 подразделений, в одно из которых и надо представить квитанцию об оплате штрафа. Но куда? Водитель не всегда знает, где находится нужное подразделение, да, в общем, и не обязан знать. А если водителя оштрафовали в другом городе? В Москве он квитанцию оплатить уже не может, потому как не знает реквизитов — в каждом городе они свои. Виноват в этом водитель? Нет. Но закон он вроде как нарушает.

— Сложность состоит и в том, что нет нормального взаимодействия между отделениями банка и ГАИ, — продолжает г-н Брюхно. — В наказании ведь что главное? Неотвратимость. А у нас нет даже гарантии, сможет ли водитель, даже если захочет, оплатить штраф. Непонятно: заинтересовано государство в получении денег от штрафов или нет?

Еще статья 2025 предписывает: человек, не уплативший штраф в положенные сроки, должен быть доставлен в течение суток в суд на подотчетной территории того ГАИ, где он не оплатил штраф. Но как доставить водителя из Владивостока? Или вдруг он задолжал всем 26 подразделениям Москвы?

— Мы обращались в Мосгордуму, ДОБДД России, ГУВД Москвы, службу судебных приставов, чтобы найти рычаги воздействия на злостных нарушителей, — говорит г-н Брюхно. — Одно из наших предложений — во время техосмотра спрашивать с водителя по всем статьям: пока не предоставит оплаченные квитанции, техосмотр не пройдет. Мы также выходили на Сбербанк — предлагали, чтобы после оплаты штрафа информация автоматом шла в ГАИ. Но пока — безрезультатно.

Почему москвичи бьются все чаще?

Дама резко тормозит перед зданием автошколы, помяв и поцарапав при этом несколько автомобилей, и требует у директора:
— Дайте мне срочно другого инструктора. У того слабака, которого я привезла, случился инфаркт!

Еще недавно в Москве в среднем было 300 мелких аварий в день, а если 500 — это ЧП. Теперь же в норме — 1000 аварий ежедневно. Ну а когда 600 — уже праздник.

Почему в Москве так резко увеличилось число аварий? Факторов, по мнению экспертов, очень много. Вот самые существенные.

У водителей нет страха серьезного наказания (откупился — и поехал). Это, как утверждают специалисты, и рождает беспредел на дорогах. “Мы отошли от того, к чему сейчас приходят все цивилизованные государства, — считает г-н Брюхно. — К нам приезжала голландская делегация, и мы разговорились с главным городским полицейским. Я рассказал ему про балльную систему, талоны, а он говорит: “Надо же, а мы только сейчас к этому идем”. Раньше у нас была система пересдач, когда нарушители направлялись на переэкзаменовку. Сейчас эти методы считаются недемократичными. Зато в результате “демократии” число аварий по Москве сразу выросло в 2—3 раза”.

Низкий уровень подготовки водителей в автошколах.Увы, это уже давно ни для кого не секрет. Дошло до того, что проблемой озаботился лично президент Путин. Цитируем: “Мы сталкиваемся с крайне низкой культурой поведения на дорогах, с безответственностью и правовым нигилизмом. Очевидно, что ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов. Считаю, мы должны повысить требования к качеству подготовки водителей. Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность. Только плати деньги и получай права”.

Как следствие предыдущего пункта значительно возросла доля водителей с маленьким стажем и нулевыми знаниями. Как правило, они и становятся теми самыми горе-шумахерами.

ГАИ превратилась в карающий орган. “Инспектора не столько следят за движением, сколько составляют протоколы. Власти почему-то решили, что если гаишник не будет взимать штраф на месте, он не будет взяточником. Но практика показала, что это ошибка. Как брали взятки нечистые на руку инспектора, так и берут. Мы с такими боремся, увольняем, но проблема остается”, — это слова одного из сотрудников Управления ГИБДД Москвы.

Ни в России, ни в Москве нет специальной структуры, которая бы занималась только улучшением движения. Принимаемые меры носят эпизодический характер и мало способствуют уменьшению травматизма.

Проблемы с разметкой — ее отсутствие (или истертость) на дорогах несколько месяцев в году. И это серьезнее, чем кажется. По многолетним наблюдениям гаишников, наличие разметки позволяет снизить число ДТП на 15—20%.

А вообще, на дорогах столицы встречаются и неправильная разметка, и знаки, прямо противоположные по значению. Например, бывший преподаватель автошколы Александр Иванович Соколов обнаружил, что на Петровском бульваре, прямо под боком у столичного ГУВД, неправильная разметка: вместо слияния потоков — разделение. Да еще имеется странный островок, на который, если верить разметке, нельзя ни машинам, ни пешеходам. Кстати, по данным ГАИ, каждое четвертое ДТП происходит по вине дорожников, оставляющих незалатанные ямы, открытые канализационные люки, наносящих некачественную или неправильную разметку, и т.д. Инспекторам даже дано поручение при составлении протоколов о ДТП обращать особое внимание на состояние дороги, чтобы в качестве ответчика можно было привлечь дорожную службу.

Рост автопарка не сопровождается его активным обновлением. На дороги выезжает множество старых автомобилей, которым давно пора на кладбище. В то же время много новых иномарок с высокими динамическими и тормозными характеристиками. В транспортном потоке увеличивается неравномерность скоростей движения, что приводит к увеличению количества ДТП, связанных с обгоном, маневрированием, резким торможением и т.д.

Где проще встретиться со смертью?

Поймал гаишник золотую рыбку.
— Чего тебе надобно, служивый? — спрашивает рыбка.
— У меня все хорошо, — отвечает гаишник, — вот только нарушителей мало. Сейчас я торможу каждого десятого, а хочу — вообще всех.
— Ладно, — сказала рыбка, — будь по-твоему.
И превратила гаишника в “лежачего полицейского”.

В Москве есть не только особо опасные водители, но и дороги-убийцы, где ДТП с человеческими жертвами происходят регулярно и неизбежно. Участки, на которых в течение года случается больше трех ДТП со смертельным исходом, инспектора называют очагами аварийности. Всего их в Москве — около 600. Мы вместе с инспекторами ГАИ проанализировали ситуацию и выявили самые кровопролитные места.

Как правило, чаще всего аварии случаются на пересечении самых загруженных магистралей (Волгоградки, Рязанки, Люблинской улицы и т.д.) с прилежащими улицами (см. схему). Стоит добавить, что хуже всего дела обстоят на пересечении Волоколамского шоссе со МКАД, улицы Свободы со МКАД, а также Волоколамского шоссе с улицей Свободы, где несколько лет назад построили многоуровневую развязку.

Регулярно происходят мелкие аварии на перекрестке Ермолаевский переулок—Малая Бронная улица — слишком уж там тесно. “Неужели нельзя сделать нормальный выезд на Садовое кольцо?” — спрашивают местные жители.

Но одно дело — перекрестки, которые являются потенциально опасными участками дорог. А совсем другое — ровная трасса с прекрасным покрытием, на которой ДТП с человеческими жертвами происходят регулярно и неизбежно, сколько инспекторов ни поставь, сколько знаков ни повесь.

Дорогой смерти инспектора называют улицу Борисовские пруды — на ней происходит самое большое число ДТП в Южном округе (около 40 в год, причем большинство — со смертельным исходом). Гаишники даже ограничили скорость движения до 40 км/час, но это особо не помогло.

Несмотря на близость поста ДПС на Рябиновой улице, аварии там также происходят с пугающей регулярностью. Несколько лет назад дорожники установили ограждение около молокозавода, но поблизости ДТП все равно случаются.

Не многим лучше обстановка на Большой Филевской. Там слишком тесная жилая застройка, и единственный вариант уменьшить число аварий — расширить проезжую часть.

В самом начале Минской улицы тоже находится “очаг” аварий. Милиционеры объясняют это тем, что водителям для разворота приходится слишком долго ждать зеленого сигнала. И самые нетерпеливые разворачиваются через встречную полосу.

Смертельными ДТП “славится” участок МКАД в районе Профсоюзной улицы (41—42-й км), сама Профсоюзная и улица Миклухо-Маклая. Но самым “заколдованным” является, пожалуй, 9-й километр Кутузовского проспекта, недалеко от поворота на Минскую улицу. Страшные аварии, уносящие за раз по нескольку жизней, возникают здесь практически из ничего. Чаще всего водители, виновные в аварии, оказываются трезвыми как стекло, но нередко не могут объяснить, что их заставило совершить неверный маневр. Уж на что гаишники — люди несуеверные, но и те начали подозревать, что с этим местом что-то не так. По одним предположениям, на этом участке Кутузовского раньше были бойни, а это — море крови, постоянное присутствие смерти. По другим — здесь располагалось кладбище. В общем, мистика, да и только.

— Может быть, играет роль психологический фактор, — предполагают милиционеры. — Миновав Триумфальную арку, водитель выезжает на более открытое, спокойное место. Он расслабляется, считая, что теперь волноваться не о чем. И начинает набирать скорость...

Кстати, подмосковная ГИБДД тоже составила рейтинг самых аварийных трасс области. Это — Горьковское, Ленинградское и Варшавское шоссе. Чуть меньше аварий происходит на Симферопольском и Минском шоссе.

Автокатастрофы: жуткие цифры

•Автомобиль является самым опасным видом транспорта. Шансы погибнуть в автоаварии составляют 99%. И лишь один процент приходится на крушения самолетов, вертолетов, поездов, теплоходов и т.д. За последние десять лет на дорогах России погибли больше 300 тысяч человек, получили ранения больше 2,2 миллиона.

•В Москве в 2005 году в ДТП погибли 1103 человека. В России — почти 34 000. Ранения получили 275 тысяч, в результате инвалидами I группы стали 120 тысяч. В 2012 году ожидается рост числа погибших до 40 тысяч человек.

•В Москве каждый год фиксируется более 1,5 миллиона (!) нарушений Правил дорожного движения. По некоторым оценкам, каждое сотое нарушение ПДД приводит к дорожно-транспортному происшествию, а каждое пятисотое — к ДТП со смертельным исходом.

•В момент ДТП гибнут примерно 3% людей. Около половины пострадавших умирают при транспортировке в больницу.

Основные причины аварий с человеческими жертвами:

1. Превышение скорости. Это — главная причина ДТП в Москве. И чаще “виноваты” не плохие дороги, а, наоборот, хорошие, со свежим покрытием, где можно как следует разогнаться.

2. Перестроение с подрезанием. Подобные ДТП нередко провоцируют нетерпеливые водители в пробках. Но в итоге страдают все остальные.

3. Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Недавно инспектора проводили рейд по Москве — в течение полусуток выявили 300 пьяных водителей, которые к тому же везли маленьких детей. Единственное, что утешает, — число ДТП, совершенных гражданами подшофе, снизилось в прошлом году на 17% благодаря ужесточению закона по отношению к пьяным за рулем.

4. Выезд на встречную полосу. Кстати, именно этот маневр приводит к наибольшей тяжести последствий. Особенно опасно, если дорога свободная. Чтобы уменьшить риск, эффективнее всего устанавливать железобетонные “отбойники” между встречными потоками, как на Ленинградском шоссе: благодаря им машины перестают сталкиваться лоб в лоб. А если и “целуются”, то с ограждением. Кстати, по статистике, каждый пятый спасенный в ДТП должен быть благодарен ремню безопасности.

Ольга ГРЕКОВА, Анна ВАСИЛЬЕВА

По информации www.rambler.ru

Облако тегов