На дорогах России творятся беспрецедентные вещи

Статистика дорожно-транспортных происшествий неутешительна. Количество аварий, в том числе и со смертельным исходом неутешительно высоко. Так, за 2011 год было зафиксировано более 200 000 ДТП, в которых в общей сложности погибло около 28 000 человек. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, показатель является «беспрецедентным», а цифры – «очень плохими». 

 

С этим трудно спорить, но ещё труднее, как выяснилось, что-то сделать с «очень плохими» цифрами, при этом надолго. Ужесточение наказаний и повышение штрафов производит свой эффект, но он оказывается недолговременным.

Согласно статистике, самое заметно повышение штрафов за последние годы состоялось в 2007 году. Новые правила по наказанию нарушителей начали действовать с августа 2007 года и с января 2008 года.

Основные изменения были таковыми:

за управление автомобилем водителем, лишенным прав – с 1000-1500 до 5000 рублей, арест на 15 суток;
за управлением автомобилем без прав – с 700-1000 до 2500 рублей;
передача управления автомобилем лицу без прав – с 300-800 до 2500 рублей;
превышение скорости более чем на 60 км/ч – с 300-500 до 2000-2500 рублей, или лишение на 4-6 месяцев;
за превышение на 40-60 км/ч – с 200-300 до 1000-1500 рублей;
за превышение на 20-40 км/ч – со 100-200 до 300 рублей;
за превышение на 10-20 км/ч – 100 рублей;
за проезд на красный свет – со 100 до 700 рублей;
выезд на встречную полосу – лишение прав на 4-6 месяца, раньше – лишение на 2-4 месяца или штраф 300-500 рублей;
за езду по тротуару – со 100 до 2000 рублей;
за разговор по мобильному телефону за рулем без устройства hands-free – 300 рублей.

Поначалу повышение штрафов возымело надлежащий эффект. Действительно, нарушений стало меньше, а как следствие, сократилось и число аварий на дороге. Гораздо меньше стало «летунов» под красный сигнал светофора, превышающих скорость, а главное – почти все стали пользоваться ремнями безопасности, даже те, кто до этого считали, что ремни являются лишь декоративным украшением салона автомобиля.

Сложившаяся в начале 2008 года ситуация на дорогах вроде бы устраивала всех. Водителям стало спокойнее, сотрудники ГИБДД с гордостью отчитывались о проделанной работе. Количество пренебрегающих ремнями безопасности водителей, к примеру, сократилось в 4 раза. Что немаловажно, уменьшилось в 1,2-2 раза количество отдельных видов ДТП.

Как докладывал тогда заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, общее количество ДТП за пять месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизилось на 3,9% и составило 63 554 случая. При этом число погибших снизилось на 15,1% и составило 7 350 человек, а число раненых снизилось на 3,5% и составило 79 758 человек. В 2009 году по сравнению с 2008 годом общее количество ДТП снизилось на 6,7% – до 203 618 случаев, в 2008 году снижение по сравнению с 2007 годом составило 6,6%. Число ДТП в январе-мае 2010 года, произошедших из-за нарушения правил водителями в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 11,2% и составило 3 315, число ДТП из-за превышения скорости снизилось на 25,8% и составило 895, а число ДТП из-за выезда на полосу встречного движения снизилось на 8,2% и составило 4696.

Но благоприятная ситуация не смогла удержаться на российских дорогах хоть сколько-то значительное время. Уже в 2011 году количество аварий со смертельным исходом выросло. В отличие от 2010 года количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях увеличилось на 5,2%, количество травм увеличилось на 0,5%, а сами аварии стали происходить на 0,2% чаще.

Ограничение скорости перестало так сильно волновать водителей, даже запрещающий сигнал светофора не всегда мог остановить чересчур уверенных в себе автомобилистов. Как отметил в свое время депутат Госдумы Александр Гуров, на ситуацию на дорогах влияет такой фактор «пониженный порог опасности как национальная черта россиян». Более высокие штрафы работают недолго – пока кажутся новыми и слишком серьезными, а потом водители к ним привыкают. Значит, ужесточение наказания не решают проблемы с аварийностью. Как неоднократно высказывались эксперты, помочь может только постоянная пропаганда безопасности дорожного движения, информационный фон, всеобщее правильное отношение к поведению на дороге, образцовое поведение власть имущих, взаимоуважение между водителями. Возможно, люди привыкнут вести себя на дороге достойно, и количество аварий сократится.

К слову, Дмитрий Медведев на заседании правительства нового ничего не сообщил. Премьер перечислил очевидные меры: «Надо не только изменить качество строительства дорог, модернизировать инфраструктуру и использовать высокие технологии, естественно, развивать систему медицинской помощи, в том числе и медицинской помощи, которая оказывается в пределах так называемого «золотого часа»». Вот только пока что эти слова повторяются каждый раз, а до решительных действий и действий, дающих результат, пока дело не доходит.

Облако тегов