Шипы и "липучка": достоинства и недостатки

2 ноября, 2012 - 17:25
1,057 0

Зима всегда приходит неожиданно, особенно для автомобилистов и коммунальных служб. Однако если готовить свой автомобиль к зиме уже сейчас, когда за окном ещё календарная осень, но каждую ночь столбик термометра готовится опуститься ниже нулевой отметки, можно избежать огромное количество неприятностей.

Когда к зиме готовятся люди, они вытаскивают из шкафа тёплые куртки, зимние шапки и меховые сапоги. Укутывать автомобиль в шубу нет необходимости, но вот «переобуть» - важная задача, стоящая перед каждым автовладельцем. Итак, с чего это следует начинать?

В этой статье мы постараемся ответить на первый вопрос, стоящий перед автовладельцем, выбирающим зимнюю резину – шипы или «липучка» (нешипованная зимняя резина)?

Для начала разберёмся в принципах работы и обеспечения сцепления с дорогой у обоих вариантов.

«Липучка»

Этот тип зимней резины отличается химическим составом смеси, из которой сделана шина, и дизайном рисунка протектора. Резина шины должна иметь определённую мягкость (она мягче, чем летние шины, поэтому дубеет при температуре от +1 до +9 градусов) для обеспечения сцепления на снегу, но при этом она должна не потерять управляемость, то есть быть в то же время ещё и жёсткой.

При движении по сухому асфальтовому покрытию и при увеличении температуры есть опасность, что внешний слой резины «оплывёт», тем самым увеличив тормозной путь, а автомобиль может замедленно и нечётко реагировать на все манёвры.

И тут мы получаем ответ на вопрос – каков принцип работы нешипованной зимней «липучки»? Дело в уникальном составе смеси, который позволяет некоторым молекулярным связям ломаться, а затем восстанавливаться. В результате при нагреве температура заставляет работать только внешнюю кромку резинового слоя – в глубине резина протектора остается достаточно холодной, достаточной жёсткости. За счёт этого обеспечиваются одновременно и высокие сцепные свойства на зимних покрытиях, и вразумительную управляемость на асфальте. В связи с этим нешипованную резину можно ставить уже при первых заморозках, когда ещё оттепели возможны. А вот переобуваться в шипы рекомендуется при появлении стабильного снежного покрова. Однако, обо всём по порядку.

Мы упоминали ещё одно свойство «липучки», обеспечивающее её работу, – дизайн рисунка протектора. Тут отличия летних и зимних шин видны невооружённым глазом. Рисунок протектора на зимних нешипованных шинах имеет ярко выраженное направление. Поверхность протектора зимней «липучки» испещрена мелкими сильно расчленёнными узорами. Эти рисунки выполняют вполне конкретную функцию – отводит талую воду, снег, грязь и мелкие песчинки, таким образом шина эффективно самоочищается.

Кроме того, в рисунке присутствуют так называемые «ламели» – тонкие, как правило, зигзагообразные прорези на шашках протектора. С помощью них повышается сцепление автомобиля с дорогой на укатанном снегу или льду.

Шипы

Этот тип зимней резины наиболее знаком всем, однако для полноты картины расскажем и про принцип работы «шиповки».

Шипы в шине нацелены на обеспечение лучшего сцепления на плотном, укатанном снегу или ледяном покрытии. Тормозной путь автомобиля за их счёт заметно сокращается по сравнению с нешипованными зимними аналогами. На качество сцепления влияет в первую очередь расположение шипов – каждый их ряд должен работать при любом режиме движения (разгон, торможение, повороты).

Однако если на покрытой льдом или снегом поверхности шипы показывают достойное качество сцепления автомобиля с дорогой, то на «голом», особенно мокром, асфальте этот показатель резко падает за счёт уменьшения площади соприкосновения колеса и дорожного покрытия. Таким образом, из-за выступающих шипов на бесснежном асфальте желание водителя повысить свою безопасность зимой может обернуться против него самого – увеличением тормозного пути и ухудшением управляемости.

Достоинства и недостатки разных типов зимней резины можно обощить в следующие пункты:

Липучка

Достоинства:

  1. Отсутствие излишнего шума в салоне автомобиля;
  2. Расход топлива не изменяется по сравнению с летними шинами;
  3. Водитель не чувствует «отдачи» в руль;
  4. Хорошая устойчивость на мокром асфальте;
  5. Длительный срок эксплуатации.         

Недостатки:

  1. «Липучка» уступает шипованной резине по степени управляемости автомобилем на дороге с ледяным / снежным покрытием;
  2. Опять же, по сравнению с шипованными шинами, тормозной путь на льду\снегу будет больше;
  3. Проигрывают нешипованные шины и по степени проходимости по снегу.

Шипы

Достоинства:

  1. Отличное сцепление на льду и снегу при любых нагрузках (поворот, разгон, торможение);
  2. Укороченный тормозной путь на льду, в сравнении с нешипованной резиной;
  3. Хорошая проходимость на глубоком снегу.

Недостатки:

  1. Шипы по праву считаются более шумной резиной – звук от соприкосновения шипов с асфальтом очень заметны;
  2. На мокром и бесснежном асфальте заметно снижается сцепление автомобиля с дорогой;
  3. Расход топлива возрастает;
  4. Руль ощутимо вибрирует;
  5. Шипы имеют обыкновение стачиваться и даже вылетать, снижая эффективность от покрышек;
  6. Срок службы шипованной резины составляет 2-3 сезона или примерно 30 тысяч километров.

Однако, эта информация была бы сильно неполной, если бы мы не привели вам и другое мнение, подкреплённое тестом разных типов зимних шин. Тесты проводил журнал «За рулём» в условиях разных температур. Тестовый автомобиль Skoda Oсtavia, скорость от 50 км/ч до 5 км/ч. Испытания проходили в феврале – марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности – 205/55R16. покрытие трассы – лёд. Перед экспертами стояла задача выяснить, могут ли липучки на льду тормозить лучше шиповок и если да, то при каких условиях.

Оказывается – могут. А влияет на это не только состояния льда, но и погодные условия. Чем теплее, тем больше преимущества шипов перед липучками, и, соответственно, наоборот. Однако, солнечная погода, даже при температуре -25 градусов, может повлиять на текстуру льда, сделав его чуть шероховатым, следовательно более скользким для липучек.

Чтобы не быть голословными, мы просто приведём результаты теста. В состав противоборствующих команд входили следующие модели шин: Michelin X-Ice North, Continental Conti Winter Viking 2 -  с шипами; Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60 – без шипов.

И вот результаты:

А это график изменения тормозного пути на разных шинах при изменении температуры:

 

 

Вывод

Итак, какой же из этого можно сделать вывод? Тип протектора необходимо выбирать, опираясь не только на режим эксплуатации автомобиля, но и климатические условия в вашем регионе.

При эксплуатации автомобиля в городе, где дороги регулярно чистят и посыпают реагентами, не страшно выбрать «липучки». А если вы живёте за городом или часто выезжаете в сельскую местность, где в отличие от города, дороги погребены под слоем снега и льда, разумно обуть автомобиль в шипованные шины.

Однако, немаловажно помнить, если в вашем регионе зима предвидится снежная, хорошо промораживающая дорогу, предпочтение можно отдать липучим покрышкам. Если же зима мягкая, ожидаются оттепели, а как следствие и гололёд, то разумным решением будет выбрать шипованные

Облако тегов