Победа «ПОБЕДЫ». ГАЗ М-20 - ГАЗ-21 Волга

В 1946 году, уже через год после Великой победы в Советском Союзе  появился первый послевоенный автомобиль - ГАЗ М20. Сегодня, по уже сложившейся на STEER.RU традиции, мы расскажем вам историю автомобиля победы.

В честь  последних на тот период величайших исторических событий, его нарекли «Победой». Однако это название автомобиль получил лишь со второй попытки. Изначально проект конструировался под девизом  ГАЗ 20 «Родина». Но на одном из заседаний товарищ Сталин выразил резкое недовольство данным определением, задав риторический вопрос: «И почем же вы собираетесь продавать нашу «Родину»?»  После этого производителями был предложен альтернативный вариант названия - «Победа», на что великий вождь сказал: «Здесь я согласен. Эта машина - пусть маленькая, но победа». Соответственно это название стразу утвердили.

 

В послевоенные годы автомобиль ВАЗ М20 «Победа» был ультрасовременным. Моднейший кузов фастбэк, с обтекаемыми крыльями и выразительной оптикой привлекал внимание всех жителей Союза. Для авто параллельно разрабатывались два двигателя – 6 цилиндровый и 4-х цилиндровый. Позже, так как в государстве был сильнейший экономический кризис, в качестве экономного варианта решили оставить только 4-х цилиндровый мотор. Мощность его составляла 50 лошадиных сил, объем – 2,1 литра. Салон машины так же выглядел очень современно благодаря редкому в то время материалу отделки  - пластмассе.

Однако к началу следующего десятилетия внешний вид «Победы» постепенно стал устаревать,  так как за основу этого автомобиля был взят еще довоенный немецкий Opel Kapitän 1939 года, и, несмотря на то, что машина была усовершенствована, к 50-м годам «Победа» изрядно отстала от уровня мировых лидеров. До 100 км/ ч ГАЗ М 20 разгонялся за 45 секунд. Назревала необходимость заменить её более современной технически и совершенной визуально моделью.

Первая попытка разработки следующего проекта относится ещё к  1948 году, когда специалисты центрального научно-исследовательского института автомобилестроения  разработали свой вариант  серийной «Победы». Эта версия осталась в истории, под названием «Победа-НАМИ». Проект предполагал изменение двухобъёмного фастбэка на «седан», с чётко выраженными тремя объёмами и понтоном на капоте. Передний диван автомобиля предлагалось заменить раздельными сидениями с элегантными спинками, что увеличило бы пространство салона.  Однако предложение НАМИ не было принято, ввиду сложностей перенастройки и других проблем.

И с 1952 года началась параллельная разработка двух независимых проектов автомобиля среднего класса нового поколения ГАЗ-М-21 под девизами «Звезда» (дизайнер — Джон Вильямс) и «Волга» (дизайнер — Лев Еремеев). Наконец, в 1956 году начался выпуск нового «народного» автомобиля Газ 21 М «Волга».

Машина Юрия Гагарина и Владимира Высоцкого, легендарное «такси на дубровку», - «Волга» заслуженно считается самым популярным автомобилем советских лет.

А в 1956 году "Победа" попала даже в США. На видео - подробный фотоотчёт с тест-драйва отечественного автомобиля.

В 1958 году, на международной выставке в Брюсселе «Волга», вместе с «Чайкой» произвели фурор. Американские производители пытались снять эти автомобили с участия, утверждая, что они скопированы с их моделей. Однако наши дизайнеры не перерисовывали эскизы американцев. Дело было лишь в веянии моды, которое не обошло и российских проектировщиков.

С этого момента советские авто ничуть не уступали своим конкурентам, но были в разы дешевле. Только запрет импорта отечественных машин помешал СССР переплюнуть авторынок США.

Изначально на ГАЗ 21 устанавливались нижнееклапанные двигатели от «Победы». Но впоследствии, специально для «Волги» был разработан верхнеклапанный мотор М – 21, мощностью 65 лошадиных сил и объемом 2,4 литра. Крутящий момент составлял 15,8 кг·м. Всего конвейера сошло 1100  автомобилей первой серии. 

Вторая серия авто отличалась от первой незначительно, в основном внешнее оформление передних крыльев. Двадцать первая Волга была первым советским автомобилем, который комплектовался автоматической коробкой передач. Но по самой элементарной причине – отсутствия качественного масла – автомат не получил развития в стране.

В 1962 году машина была снова  изменена и усовершенствована, на этот раз радикально.

Полностью изменился внешний вид — появилась новая решётка радиатора, названная «китовый ус», мощность силового агрегата составляла 75 лош. сил., рычажные амортизаторы были заменены на телескопические. А так же из производства была убрана версия автоматической коробкой передач. Именно эта версия стала самой распространенной и известной, за все время существования автомобиля.

В 1965 году специалисты НАМИ снова разработали модель автомобиля, которая должна была выйти в качестве четвертой серии. Однако в производство эта версия так и не вышла. Если бы проект был бы осуществлен, модели 1965 года получили бы  новую решётку радиатора прямоугольных обводов с горизонтальными брусьями и чернением, молдинг на боковине, модернизированные колпаки.  Бесспорно, реализация этого проекта значительно омолодила бы «Волгу», но  не приблизила бы их более современным зарубежным аналогам.

Текст - Надежда Башарина

Облако тегов