Рецепт безопасности: Он прост, как дважды два: либо штраф, либо небо в клеточку

29 ноября, 2006 - 14:17
42 0

В литературе описаны случаи, когда эскулапы лечили разные недуги одним лекарством, поскольку про другие не ведали. Не знаем, как у наших чиновников с депутатами насчет образовательного уровня, но они готовят всему сообществу автомобилистов большую клизму. Наполнив клистир новыми штрафами и нормами, предполагающими жесткую ответственность за нарушение ПДД, вплоть до уголовной. Самое же грустное во всей этой процедуре заключается в том, что сами лекари искренне верят в чудодейственность единственного средства, которое способны предложить. Будто один только вид страшной перспективы может превратить волков в ягнят, искоренить лихачество и пьянство за рулем, а заодно мздоимство инспекторов, и, конечно, улучшить статистику ДТП. Наивность это или что еще, а нам с новыми порядками, похоже, придется жить.

Штрафовать!

Конечно, это не факт, что ужесточение наказаний обязательно приводит к уменьшению количества нарушений. Как не доказано, что пурген помогает при мигрени. Но поскольку команда поступила «с самого верха», то поистине трагическая ситуация на российских дорогах (об их состоянии читайте на стр.14) стала причиной головной боли для всех, кто призван команды беспрекословно исполнять. То есть, для министров, милиционеров и большой части сенаторов и депутатов.

С терапевтической точки зрения они немедленно взялись не за лечение застарелой болезни, а за избавление от раздражающих симптомов. И совершенно правильно первым делом понизили номенклатурное давление, отрапортовав о готовности сей же час покончить с проблемой; и повысили общественную температуру, организовав шумиху, чтобы их правильно поняли. Да как не понять — идея-то одна, сто раз озвученная и опробованная: штрафы выше — нарушений меньше — безопасность на высоте. Просто, как в сказке, оттого и результаты вполне прогнозируемые — кто-то свою порцию горького «лекарства» получит, кто-то откупится, кто-то разбогатеет, а недуг перейдет в следующую фазу. В полном соответствии с учением Гегеля, книгами Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а также работами медиков Павлова и Бехтерева.

Впрочем, это нам пока весело, а скоро может быть совсем не до шуток. Потому что — чем предлагаемая терапия может обернуться в реальной российской жизни, предсказать с точностью невозможно и даже, пожалуй, страшно. А ну, как у нас денег на откуп не хватит, или начнут брать под стражу каждого нетрезвого комбайнера? В общем, для начала следует понять, чего именно и кто предлагает. А уж после представить себе «масштабы бедствия».

Прежде считалось, что главным лоббистом ужесточения наказаний водителей-нарушителей в России является Госавтоинспекция. Так оно и есть, хотя в последнее время и некоторые наши избранники проявляют завидную суровость. Начальники ГАИ-ГИБДД не устают твердить, что блюсти закон на дорогах им не позволяет низкая планка ответственности водителей за всякие мелкие правонарушения. Мол, 50 рублей за незначительное (не более чем на 20 км/ч) превышение скорости — «это несерьезно». Инспекторы, кстати, за такие прегрешения, как правило, и не останавливают — волокиты больше, чем проку. И водители это знают. Но оставим возражения на конец разговора, продолжим следить за мыслью.

Дальше выясняется, что та же история — с ремнями безопасности. Начальник департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов считает, что нынешний штраф за это нарушение, также составляющий 50 рублей, никоим образом не влияет на сознательность граждан. По мнению Кирьянова, уровень санкции должен быть таким, чтобы ремнем пристегивались все. В Испании, например, штраф за не пристегнутый ремень безопасности составляет 500 евро. В Греции наказание за подобную беспечность «стоит» 350 евро, а в Австрии — около 70. «А у нас штраф за не пристегнутые ремни вдвое меньше, чем за безбилетный проезд в общественном транспорте», — посетовал генерал. Тут бы сопоставить размер пособия по безработице в той же Испании, который вроде бы больше 500 евро, со средней зарплатой по России, которая меньше 500 евро. Ну, да ладно, не станем отвлекаться.

В общем, пришло время, и депутаты услышали доводы Кирьянова и других, задумавшись о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. И решили, что в среднем штрафы за самые распространенные нарушения, влияющие на безопасность движения, должны повыситься раз в десять — за не пристегнутый ремень безопасности, неправильную парковку и стоянку, езду по тротуарам и проезд на красный свет. С нынешних 50-100 рублей до 500-1000. Чтобы мало не казалось.

Минтранс, в свою очередь, требует увеличить размер штрафов за превышение установленной скорости движения. Потому что замминистра Евгений Москвичев точно знает: лихая езда есть причина 34% всех ДТП, в то время как плохие дороги — это «лишь» 15% ДТП. Как отслеживать нарушителей скорости, в Минтрансе придумали, «АИ» уже писали об этом — с помощью автоматических станций слежения. Сейчас готовится пилотный проект по мониторингу скоростного режима на основных федеральных магистралях, который, по словам Москвичева, будет работать по европейской модели: операторы в режиме реального времени будут выявлять нарушителей и фиксировать их номерные знаки, а затем устанавливать владельцев и высылать им штрафные квитанции. И это, пожалуй, самое здравое из всех предложений, прозвучавших за последнее время.

Остальные попахивают кампанейщиной. «Сейчас вокруг безопасности на дорогах началась чиновничья истерика, — считает президент Коллегии защиты прав автомобилистов Виктор Травин. — После того как Путин об этом заговорил месяц назад. Все тут же вспомнили, что на «повышение дорожной безопасности» выделено 1,8 миллиарда долларов, которые надо освоить до 2012 года, создавая видимость работы. Вот они и предпринимают публичные шаги, переписывают законы и создают суету». Однако, пусть и кампанейщина, но отнюдь не безобидная.

Сажать!

Власти решили максимально ужесточить наказание пьяных водителей. В борьбе с этим злом они готовы на любые санкции, вплоть до привлечения попавшихся к уголовной ответственности. Ясно, что поводом к очередной атаке на нетрезвых за рулем стал трагический случай в Рязани. Пьяный водитель врезался в строй курсантов Рязанского института ВДВ, убив шесть человек и покалечив еще несколько. Тут следует заметить, что и по ныне действующим законам виновник не уйдет от ответственности и попадет за решетку. Как не должен был уйти от ответственности и тот, кто сбил насмерть пожилую женщину у библиотеки имени Ленина в Москве, и вообще — никто, по чьей вине пострадал любой человек.

Между тем, именно происшествие в Рязани подвигло не кого-нибудь, а министра обороны выступить с законодательной инициативой. Сергей Иванов предложил отправлять нетрезвых автомобилистов в тюрьму независимо от того, нанесли ли они кому-то ущерб или нет. Очень актуальное предложение, в особенности для необъятных сельских просторов России, где трезвого водителя или тракториста даже поутру отыскать нелегко. Тем более в отсутствие законодательно закрепленных норм содержания алкоголя в крови. Да и российские тюрьмы пустуют, мало в них людей томится. Если, конечно, других предложений по искоренению национальной беды не имеется, или есть план превратить страну в большой лагерь или в казарму, тогда понятно. Шаг вправо, шаг влево — это мы уже проходили, и нам уже не до смеха.

Как тут же выяснилось, и парламентариям не до смеха, но по иной причине. Жесткие заявления главы военного ведомства разожгли их законодательный пыл. Рабочая группа под эгидой председателя Совета федерации Сергея Миронова спешно подготовила законопроект о внесении соответствующих поправок в Уголовный кодекс. Аналогичная работа ведется в правительственных кабинетах — там борьбой с пьянством и повышением безопасности на дорогах занимается законодательная группа вице-премьера Александра Жукова. В одночасье тема пьянства за рулем стала самой популярной у политиков и чиновников. Сегодня ее обсуждают на заседании Общественной палаты, завтра — в правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, послезавтра — в Думе.

В итоге правительственная комиссия одобрила введение уголовной ответственности за пьянство за рулем. И самая суровая кара предусмотрена не просто для пьяных водителей, а для тех, кто был пойман за рулем в нетрезвом виде без водительских удостоверений, либо уже лишался «прав». Это чтобы наказать пьяниц-рецидивистов и тех, кто, будучи пойманным за рулем в пьяном виде заявляет, что у него нет этих самых «прав». Заплатит такой штраф в тысячу — полторы рублей за отсутствие удостоверения, но суровее наказать его нельзя, поскольку лишить возможности управлять автомобилем на срок до двух лет того, кто такой возможности по закону и не имел, невозможно. А ведь хочется!

Может быть, введение уголовной ответственности еще не означает, что за езду в пьяном виде всех поголовно будут сажать за решетку. Зато Уголовный кодекс позволяет резко повысить их материальную ответственность — с тех нескольких десятков МРОТ (2500 рублей) предельного штрафа, предусмотренного КоАП, до 100 и даже до 500 тысяч рублей! Именно о такой сумме материального наказания за езду в пьяном виде для водителей и шла речь в правительственной комиссии.

Тут стоит сделать паузу, чтобы осмыслить размер штрафа. 500 тысяч рублей, так будет нагляднее, по курсу на день подготовки этого материала означали 18 669 долларов и еще 88 центов. Впечатляет, черт побери! Иному министру или депутату, чьи даже официально задекларированные доходы эквивалентны представлению среднего россиянина о «полном счастье», такой штраф вполне может показаться подъемным. Вероятно, потому они его и измыслили. Хотя и о нас, сиротах, не забыли: нет у человека возможности выплатить такую сумму сразу, у него будут на протяжении трех лет вычитать из зарплаты или с любого другого дохода. Таким образом, можно лишать нарушителя до 40% ежемесячного заработка.

Если посмотреть с другой стороны, то если б у нас все люди могли хорошо зарабатывать, то, возможно, они и пили бы меньше? Не только за рулем. И не надо упрекать нас в том, что мы, мол, потакаем пьянству — ничуть. Сами нетрезвыми за руль не садимся, и другим не рекомендуем. Самое большее — квас или кефир. Стоп! И этого нельзя, поскольку в организме может быть обнаружен алкоголь — в малом количестве, так ведь и норм не существует. А еще говорим мы про все это потому, что так и встает перед глазами фиолетовая картина. Как вежливый инспектор любезно интересуется, желает ли господин оказаться в тюрьме, заплатить немыслимый штраф, продав все имущество — свое и близких, либо изволит решить вопрос на месте? Неделька-другая тяжелых дежурств, и трехпалубная яхта в Монако…

Но не всем даже очень состоятельным людям удастся миновать тюрьмы, если кто-то из них «с запахом» стал вдобавок виновником ДТП. По правде сказать, заключение под стражу таким и сегодня обеспечено. За нанесение вреда жизни и здоровью третьих лиц по нынешнему законодательству им светит немалый срок. В Уголовном кодексе существует норма об уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде «с отягчающими обстоятельствами». Статья 264 «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека», предусматривает от 2 до 7 лет лишения свободы. Законодатели хотят увеличить нижнюю планку ответственности до пяти лет. По словам сенатора Владимира Федорова, бывшего главы ГИБДД России, в Госдуму уже поступило два соответствующих законодательных предложения. Сенатор подчеркнул, что, какое бы решение по ним не было принято, «без сомнения ответственность за пьянство за рулем надо ужесточать, во всяком случае, пересмотреть возможность увеличения штрафов для тех, кто в сто пятый раз едет в нетрезвом состоянии, и каждый раз отделывается штрафом в тысячу рублей». Да и сомнений в том, что ужесточение наказаний пройдет, практически нет. Уже в течение ноября депутаты рассмотрят все поступившие предложения, а до конца этого года одно из них утвердят.

Детали, между тем, способны только отвлечь от основного вопроса — решим ли мы штрафами и «посадками» проблему аварийности? Свою позицию, как и позицию властей и ряда депутатов мы, кажется, достаточно ясно обозначили вначале. Послушаем других. По мнению депутата Госдумы, лидера движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, уголовное наказание за «пьянку» вполне справедливо, причем речь может идти не только о штрафах: «Если человек попался раз или два, его можно оштрафовать, если это повторяется, его нужно изолировать». Еще более зловеще звучит предложение об увеличении до полумиллиона штрафа для нетрезвых водителей, даже если они не успели совершить ничего непоправимого. Тем не менее, считает депутат, штрафы и наказания, даже суровые, нельзя считать наиболее эффективным методом борьбы с пьянством на российских дорогах. Ведь издержки введения подобных драконовских мер, как водится, никто не оценивал. Например, возможность намеренного сговора инспектора с врачами. «Возрастет число случаев шантажа на дорогах», — заявил в этой связи Виктор Травин. О суммах отката для водителей, попавшихся на крючок такой преступной связке, даже думать страшно — парой сотен долларов, как сегодня, уже не отделаешься, счет пойдет на тысячи. По данным известного адвоката Леонида Ольшанского речь идет о двух тысячах долларов, если, конечно, нет отягчающих обстоятельств вроде ДТП. Причем столичные милиционеры могут потребовать такие деньги и сегодня, когда нововведения еще только в проекте. Опять же, кто поручится, что в алкоголики с перспективой выплатить полумиллионный штраф не запишут многочисленных диетиков и язвенников, любителей кваса или кефира?

Ужесточить!

Адвокатам, между прочим, станет еще сложнее защищать клиентов. Чтобы ни у кого и мысли не возникло оспорить драконовские новации, законодатели намерены затвердить их федеральным законом «О дорожном движении». Он был написан еще лет десять назад, но вспомнили о нем лишь сегодня, на волне законодательной истерии вокруг безопасности движения. «Из того закона нам удалось сделать выжимку, и в 1995 году был принят единственный пока в сфере дорожного движения закон «О безопасности дорожного движения», — рассказал «АИ» Владимир Федоров, один из его авторов. — Но безопасность — это всего лишь одно из качеств дорожного движения, оно не охватывает всех его аспектов». Сейчас создана специальная межведомственная группа по доработке закона. В ее состав вошли представители Минтранса, МВД (хотя министр не является «великим сторонником законопроекта», отметил Федоров), Общество автомобилистов России, Ассоциация автошкол России, Ассоциация международных перевозчиков. В течение ноября группа закончит свою работу, а на суд общественности концепцию законопроекта вынесут уже к Новому году.

Возвращение интереса к закону «О дорожном движении» объясняется просто. Конституция требует формулировать права и обязанности граждан соответствующими федеральными законами. А Правила дорожного движения у нас утверждены постановлением правительства (№1090 от 23 октября 1993 года). Как считает Владимир Федоров, в утвержденные законом ПДД и изменения будет вносить сложнее. «Многоступенчатая стена», которая предполагает сложную и длительную процедуру внесения поправок в закон, «не даст возможности вольно обращаться» с правилами, полагает он. Да и статус их повысится.

Кроме того, в новом законе можно будет прописать такие непопулярные меры, как запрет на использование «праворульных» автомобилей, уменьшение возраста выдачи водительских прав до 16 лет, изменение статуса высокоскоростных магистралей в черте города, а также уменьшение разрешенной скорости движения в городской черте до 50 км в час. «Я пока не собираюсь в него включать техосмотр, технологию его проведения, регистрацию. Думаю, это было бы неправильно», — успокоил Федоров, являющийся сегодня главой рабочей группы по доработке закона. По его словам, не будет в законе и положения о введении балльной системы.

А вот норма о разрешенном количестве содержания алкоголя в крови, чего нет в действующем КоАП, может появиться. И это, пожалуй, главный довод в пользу разработки и принятия подобного документа. Действительно, послабления для российских водителей в этой сфере были бы очень кстати. Как минимум, это привело бы российское законодательство в соответствие с европейскими стандартами, как максимум, лишило бы инспекторов ГИБДД возможности третировать трезвых водителей за запах изо рта после вчерашней вечеринки. Европейские законодатели давно призывают установить предельно допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя в размере 0,5 промилле. Это примерно соответствует уровню алкоголя в организме здорового человека через час после принятия на грудь кружки светлого пива (через два часа пивной хмель из организма полностью улетучивается).

Нарушение и наказание

Теперь — по существу вопроса. Любому здравомыслящему человеку ясно, что дело — не в степени жестокости наказания, а в его неотвратимости. А именно «с неотвратимостью» в стране плохо, в чем, если разобраться, и заключается корень многих бед на российских дорогах. Штрафы есть и сейчас, и угодить за решетку за серьезную провинность можно запросто и сегодня. Почему люди теперь не боятся? Потому что всегда могут откупиться. Рассуждения о повальной коррупции уже навязли в зубах, они не вызывают эмоций, кроме раздражения, потому что ничего в этом отношении не меняется, и пока не похоже, что может измениться. Речь идет не об отдельных взяточниках на дорогах, а о системе взяточничества. Которая, прямо говоря, выгодна всем — и тем, кто платит, и тем, кто получает.

Вот, скажите на милость, господа генералы, чиновники и депутаты — почему это 50 рублей — «курам на смех»? За тот же, скажем, не пристегнутый ремень? Оштрафуйте раз, оштрафуйте — в тот же день — второй, на третий человек точно задумается, ему станет жаль не только времени, но и денег. Так ведь не останавливают и не штрафуют! Потому что «много не срубишь». То же — и с незначительным превышением скорости. Сколько раз на день превышает скоростной лимит средний водитель? По весьма неполной статистике Минтранса, раз десять, не меньше. Если ему выписывать штраф в 50 рублей за каждое такое нарушение, сколько наберется за сутки? А за месяц? Вот и получается, что и такой штраф может превратиться в действенную воспитательную меру. Просто надо работать.

Тут бы и законодатели могли подсуетиться по делу, а не чтобы «отрапортовать». И узаконили бы нарушения, зафиксированные камерой, то есть, чтобы они принимались в качестве доказательств нарушения ПДД. И чтобы, как в цивилизованных странах, нарушитель получал квитанцию с фотографией по почте, и просто не мог бы ее не оплатить. Каким образом? Поинтересуйтесь у коллег, допустим, из Германии. Главный редактор «АИ» пару лет назад получил из этой страны по почте такой снимок с собственным изображением за рулем тестового автомобиля, с квитанцией и с изумившим его текстом: «Уважаемый… Вы превысили скорость на 10 км/ч. Просим по возможности уплатить штраф в размере 10 евро до…» Слова «по возможности» означали, что, поскольку нарушение незначительное, на первый раз оно простительно. Этот эпизод доказывает, что все разговоры о невозможности призвать к ответу водителей, управляющих машиной, например, по доверенности — не более чем отговорки. При желании возможно все.

Хорошо, Россия — не Германия, у нас и расстояния иные, и дороги — не те, и денег на технические средства наблюдения недостает. Пусть квитанции выписывают инспектора, даже те, которые привыкли находиться в засадах. Но пусть они их выписывают! Всегда и всем, без исключения.

Что до пьяного за рулем, то он и в самом деле все равно, что преступник. Но до тех пор, пока существует возможность откупиться от инспектора ГИБДД, за пьянство за решеткой будут сидеть либо самые бедные, либо самые пьяные. А если отучить людей от привычки садиться за руль под хмельком власти вознамерились путем увеличения размера взятки, то это, согласитесь, совсем другая история. В таком случае даже как-то неприлично устраивать шумиху с участием политических фигур и пугать народ чудовищными перспективами. Мы сообразительные, все и без того поймем, и выводы соответствующие сделаем.

В заключение, к сведению чиновников и депутатов, напомним простейшую истину: основа порядка на дорогах — неподкупная полиция. Как в Штатах или в Европе (за исключением очень немногих стран). Возможно, зарплаты у тамошних инспекторов выше, или система внутреннего контроля лучше, или «воспитание не то». Но взяток они не берут. А еще их в этих странах намного меньше, чем в России, в расчете на 1000 человек населения. А порядка на дорогах — больше. Так что делайте выводы.

Михаил Белов, Даниил Смирнов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов