«Горбатая» легенда

26 ноября, 2012 - 13:37
232 0

На прошлой неделе, 22 ноября, одна из легенд советского автомобилестроения, «Горбатый» ЗАЗ-965, отмечал день своего рождения – 52 года. Именно в этот  день 1960 года с запорожского конвейера сошла первая серия малолитражек. В этот понедельник по случаю такого события мы решили рассказать вам историю этого автомобиля.

Скромная советская малолитражка сейчас является героем многих анекдотов, смешных историй и, несомненно, вызывает улыбку у прохожих и водителей, если встретится на улицах города. Это говорит о том, что автомобиль до сих пор популярен, вызывает ностальгические чувства и в целом пользуется народной любовью.

ЗАЗ-965 стал советским ответом на вошедшие в середине 50-х годов в мировую автомобильную моду малолитражки. А когда в 1956 году сняли с производства начинающий устаревать «Морсквич-401», потребность в новом экономичном, лёгком и недорогом автомобиле стала только острее – население нуждалось в нём. Задача создания такового была поставлена органами государственного экономического планирования для освоения в период 1959—1965 годов, в перспективный типаж легковых автомобилей которого впервые вошёл как тип четырёхместный микролитражный автомобиль с «сухой» массой около 600 кг и с двигателем мощностью 20-25 л. с.

При проектировании маленькой машины перед конструкторами была поставлена серьёзная задача – сохранить простор внутреннего пространства, используя минимум ресурсов, а также сохранении небольшой массы. Это решалось путём оптимизации в компоновке основных агрегатов и разработке технических новинок, позволяющих отказаться от тяжёлых и больших агрегатов.

Вариант с «классической компоновкой» отпадал сразу же как нерациональный: карданная передача ограничивала полезное пространство салона, увеличивала себестоимость и массу автомобиля. Отказ был дан и переднему приводу – он не мог обеспечить необходимого уровня проходимости, долговечности и технологичности. Конструкторы учли западный опыт, и сделать ЗАЗ первым автомобилем заднемоторной компоновки.

Прототипом советского микромобиля стал итальянский Fiat-600. Конструкторы признали его наиболее удачным и современным автомобилем данного класса.

Однако, на заводе отказались от слепого копирования машины, переняв только основные принципы конструкции в отношении кузова, трансмиссии, рулевого управления, независимой пружинной подвески задних колёс и передней подвески на единственной поперечной рессоре. Размер колёс пришлось увеличить ввиду некоторых особенностей дорожных условий нашей страны – они имели посадочный диаметр не 12, а 13 дюймов.

Проектировкой автомобиля занимался завод «Москвич» совместно с автомобильным институтом НАМИ. Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», позднее обозначение сменили на «Москвич-560». Однако, производство на «Москвиче» наладить не удалось – конвейер был полностью загружен. Поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье, ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники, а также — завод лёгких дизелей в Мелитополе.

К 1959 году были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них был признан непригодным — он имел расположенный снизу распредвал, что критически затрудняло обслуживание, и был слишком большим по габаритам. Второй, более оригинальный — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании.

Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ЛуАЗ-967, как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.

В конце концов, пришли к компромиссному варианту — ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объём изначально 746, позднее 877 кубов (с возможностью дальнейшего наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями. Позднее модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась также на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969, которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“».

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1964 годы, а модернизированный ЗАЗ-965А — с 1962 по 1969. Автомобиль оснастили двигателем редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³ воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность мотора составляла 23 л.с.

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии — двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

С самого первого выпуска «Запорожец» был тепло принят в народе. Потребители сразу оценили его экономичность, манёвренность и высокую прочность кузова. Независимая подвеска всех колёс обеспечивала автомобилю хорошую устойчивость и управляемость на дороге. Одним из главных достоинств ЗАЗа стала простота устройства и небольшая масса силового агрегата – это позволяло отремонтировать машину в чистом поле.

Хотя недостатки тоже отмечались автомобилистами. Среди них были скромный объём багажника (0,1 м3), плохая динамика разгона, излишне шумный двигатель. Нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду мотор часто перегревался – особенно этим «грешили» автомобили самого первого выпуска.

Однако, несмотря на всё это, автомобиль пользовался популярностью, во многом из-за относительно небольшой цены. В 1960 «Запорожец» можно было приобрести по цене 18 000 дореформенных рублей (1 800 руб. после реформы). Существует версия, что его цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.

Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от сохранности автомобиля и продавца, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.

Облако тегов