Три сотни как минимум: Депутаты намерены утвердить многократное повышение штрафов за нарушения ПДД уже до Нового года

27 декабря, 2006 - 14:26
33 0

В Госдуму внесен и рекомендован к принятию законопроект, кардинально меняющий главу 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). То, что штрафы повысят еще до конца этого года, сомнений не вызывает. Потому что идея обеспечения безопасности на российских дорогах путем ужесточения ответственности водителей впрямую поддержана президентом.

В недавнем выпуске «АИ» (№ 21, 2006) уже говорилось: «Конечно, это не факт, что ужесточение наказаний обязательно приводит к уменьшению количества нарушений. Как не доказано, что пурген помогает при мигрени». Еще там шла речь о неотвратимости этих самых наказаний, с чем просто беда; о мздоимстве инспекторов; собственно о дорогах и о некоторых других относящихся к делу предметах. Но у депутатов на «лечение» всех недугов один рецепт, тем более после распоряжения «сверху». О нем стоит напомнить, поскольку очень скоро многим из нас придется раскошелиться.

«Подарок» президента

На недавней встрече с руководством «Единой России» В. В. Путин обрушился с критикой… на водителей. «Из-за прямой безответственности участников дорожного движения, слабого внимания к этой проблеме МВД, органов власти, на дорогах происходят страшные трагедии», — заявил он.

Президент, видимо, устал напоминать чиновникам о целевой федеральной программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы». Принятая больше года назад, она до сих пор не начала приносить хоть какие-нибудь результаты. Подземные пешеходные переходы в городах не строятся, опасные дорожные узлы «не развязываются», воспитательная работа не ведется — водители в России за год сознательнее не стали. Все также нарушают правила, выпивают, гибнут в ДТП. И на что пошли выделенные в рамках программы из бюджетов всех уровней 50 млрд рублей? Риторический вопрос. А подписанный президентом два месяца назад указ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»? Тот, который предписывал сократить число автомобилей с «мигалками» до тысячи?

Что ни говори, а виноваты, в конечном счете, водители. Причем они так распоясались, что с ними не способна справиться целая армия милиционеров, которых у нас на дорогах больше, чем во всей Европе, вместе взятой. Людей в погонах тоже можно понять — не останавливать же всякого за мелкое нарушение, предполагающее «копеечный» штраф в 50 рублей? Хотя бы несколько сотен — уже другое дело! И упомянутые «органы власти» ничего поделать не могут — ни дорог построить, ни взяток отменить.

В общем, глава государства вынужден был подойти к проблеме с другой стороны, через законодателей. И в первую очередь призвал бороться с пьянством за рулем. Называл цифры: по данным ГИБДД, за 10 месяцев 2006 года произошло 14 600 ДТП с участием пьяных водителей, в которых погибли 2240 человек. Посетовал, что ни одного законодательного предложения на эту тему Дума так и не приняла. А ведь за последние годы их было немало, взять, к примеру, нашумевшая идея штрафовать выпивох на полмиллиона рублей или сажать их за решетку.

«Как бороться с пьянством за рулем, предложений масса — от многотысячного штрафа до конфискации автомобиля. По всей видимости, в ближайшее время будет подготовлен соответствующий проект поправок в Уголовный кодекс, и мы рассмотрим все варианты наказаний для водителей», — заявили «АИ» в ДОБДД МВД России. Кто бы сомневался. Хотя и при ныне действующих законах, заметим, пьяному за рулем светит путевка отнюдь не в санаторий.
Кроме этого у законодателей имеются и свои предложения насчет того, как образумить водителей. И первым делом — ввести драконовские штрафы за наиболее распространенные и опасные правонарушения на дороге. Так, еще с апреля в Госдуме лежит законопроект, подготовленный депутатом-единороссом Владимиром Плигиным: все штрафы должны быть увеличены в 7-15 раз, число нарушений, за которые предусмотрено лишение «прав», необходимо расширить. Кроме того, законодатели предлагают возродить балльную систему, когда за каждое нарушение начисляется определенное количество «штрафных очков». Набрал 10, расставайся с «правами» на полгода. Просто, красиво и очень знакомо. Насколько эффективно — это будет ясно через год, когда мы узнаем статистику ДТП, хорошо, если не приукрашенную.

Словом, в итоге на заседании комитета Госдумы по государственному строительству и конституционному законодательству было принято решение рекомендовать к принятию те самые поправки в КоАП. Их первое чтение несколько раз откладывалось. В последний раз в июле, тогда депутаты посчитали их слишком радикальными. Но после заявлений президента уже никто не сомневается, что рассмотрение законопроекта состоится в ближайшее время. Более того, в кулуарах Думы поговаривают, что успеют с принятием новых штрафов к Новому году, чтобы в первые месяцы 2007 года они уже начали работать. Не исключено, что все три чтения документ пройдет за один присест, как это бывает с особо важными законами. О том, что законодатели спешат, говорит и тот факт, что комиссия Совета федерации по регламенту и парламентским процедурам уже одобрила законопроект, еще до его рассмотрения в Госдуме.

Что нам приготовили

Итак, насколько сильно увеличится ответственность водителей в наступающем году? Изменились ли аппетиты законотворцев за то время, что документ путешествовал по кабинетам Думы?

Статью 1.5 депутаты дополнили положением, разрешающим использовать материалы фото- и видеосъемки в качестве доказательств нарушений. «В случае документирования административного правонарушения в области дорожного движения с использованием специальных технических средств или средств фото- либо видеофиксации при невозможности установления на месте совершения правонарушения лица, его совершившего, к административной ответственности привлекается владелец транспортного средства, если не докажет, что транспортное средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом к нему может быть применено административное наказание в виде административного штрафа».

Правда, окончательный вариант немного смягчился. В первой редакции законопроекта единороссы предлагали при фиксации нарушения камерой присылать штраф по почте собственнику, который обязан его оплатить, не имея возможности обжаловать. В новой редакции норму исправили: если собственник представит доверенность на управление автомобилем, выписанную на другого человека, сотрудники ГИБДД должны выяснить, кто из них находился за рулем, и доказать это.

Наказывать по показаниям технических средств фиксации правонарушения будут по наименьшей штрафной ставке, предусмотренной законом. Об этом говорит часть 4 статьи 4.1 Кодекса: «В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 1.5 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде наименьшего административного штрафа в денежном выражении, если в пределах санкции, предусматривающей административное наказание, предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа».

Статья 1.8 теперь содержит уточнение: если гражданин России нарушил правила дорожного движения за границей и не понес за это наказания, то он будет наказан по возвращении на родину. «Граждане Российской Федерации…, совершившие административные правонарушения вне пределов Российской Федерации, подлежат административной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано административным правонарушением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в иностранном государстве».

А теперь — ближе к делу, к штрафам. В 12-ю главу КоАП к действующим 17 нарушениям ПДД депутаты добавили еще 9, за которые суд может лишить человека водительского удостоверения. А количество нарушений, за которые водителя можно посадить на 15 суток, выросло в пять раз (с одного состава нарушения до пяти).

За управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1), штраф поднимается с 0,5 МРОТ (50 рублей) до 300 рублей, а за езду без талона техосмотра — с тех же 50 рублей до 500.

Управление транспортным средством с нечитаемыми номерами (попросту грязными), за что любят штрафовать водителей по весне, теперь обойдется водителю дороже. Сезонная борьба за чистоту вместо скромных 50 рублей изымет из семейного бюджета все 300.

Уточнили депутаты и часть 2 статьи 12.2, где говорится о штрафе за езду без номерных знаков. Теперь ГИБДД с полным правом сможет штрафовать на 2,5 тысячи рублей владельца автомобиля, даже если на нем нет всего одного номерного знака. Ранее, напомню, Верховный суд постановил таких водителей не штрафовать, ведь под горячую руку инспекторов в этом случае чаще всего попадали горе-водители, попросту потерявшие один из знаков на дорожных ухабах.

За непристегнутый ремень (статья 12.6) теперь грозит штраф в 500 рублей, и никаких послаблений.

За езду без прав (статья 12.7) — 2500 рублей или лишение прав на 1,5-2 года.

Такой же штраф — 2500 рублей — грозит и за передачу права управления автомобилем лицу, не имеющему водительского удостоверения. Кстати, не будет возможности учить, скажем, жену азам вождения, если нет соответствующей лицензии.

Наказание за пьянство за рулем пока осталось прежним (статья 12.8) — 1,5-2 года лишения «прав», но не исключено, что это не последняя редакция кодекса, и к моменту подписания в свете последних антиалкогольных инициатив чиновников все изменится. Так, на заседании комитета Госдумы по безопасности, которое прошло одновременно с обсуждением поправок в КоАП, замглавы МВД России Александр Чекалин предложил пожизненно лишать «прав» водителей, неоднократно нарушавших ПДД в состоянии алкогольного опьянения, а их автомобили конфисковать.

Самое распространенное наказание — за нарушение скоростного режима (статья 12.9) — предполагает увеличение размеров штрафа:
— за превышение скорости на 10-20 километров в час — с 50 до 300 рублей;
— на 20-40 км/ч — со 100 до 500 рублей;
— на 40-60 км/ч — со 150-300 до 1000-1500 рублей, или лишение «прав» на 1-1,5 года;
— более чем на 60 км/ч — с 300-500 до 2000-2500 рублей, или лишение «прав» на 1,5-2 года.

За проезд на красный сигнал светофора или запрещающий сигнал регулировщика (статья 12.12) наказание увеличится со 100 до 1000-1500 рублей, или влечет за собой лишение «прав» на 1-1,5 года.

Новый КоАП требует заблаговременно перестраиваться в крайнюю полосу при повороте направо или налево (статья 12.14), за поворот из второго ряда штраф — 300 рублей.

За проезд по тротуарам (статья 12.15) теперь будут штрафовать на 1500 рублей или лишать «прав» на год. За выезд на полосу встречного движения (а также разворот через сплошную) — штраф повысится до 2000-2500 рублей, или нарушитель лишиться «прав» сроком на 1,5-2 года.

Еще о штрафах, баллах и промилле

При помощи статьи 12.18 российских водителей постараются заставить любить и уважать пешеходов — штраф за то, что водитель не пропустил пешехода, теперь составит не 100, а 800 рублей. За не включенный ближний свет при движении за городом(статья 12.20) размер штрафа увеличен с 50 до 300 рублей. И за пользование телефоном без специальной гарнитуры за рулем (статья 12.36) придется выложить те же 300 рублей.

Наконец, за неправильную парковку (статья 12.19) будут штрафовать на 300 рублей, а за стоянку на тротуарах — на 1000. При этом из КоАП полностью исключается примечание к этой статье: «В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом». Тем самым полностью легализуется деятельность всякого рода эвакуаторов, блокираторов, против которых правозащитники боролись несколько лет. Как говорится, комментарии излишни.

Увеличатся штрафы в 5-7 раз и за другие менее распространенные и опасные или трудно доказуемые правонарушения: нарушение правил проезда перекрестков, маневрирования в потоке, движения по магистрали, нарушение правил разметки и непредоставление преимущества пешеходам и общественному транспорту. Естественно, возрастет ответственность водителей за причинение телесных повреждений другим участникам дорожного движения, если оно стало следствием ДТП. Строже будут теперь наказывать и тех, кто рискнет покинуть место ДТП.

Если пешеходы полагают, что все это их не касается, они заблуждаются. Их также будут штрафовать, в зависимости от тяжести проступка на сумму от 300 до 1000 рублей. Незначительно, в 1,2-1,5 раза, увеличится наказание за езду без полиса ОСАГО.

Вообще, складывается ощущение, что 300 рублей — это та нижняя планка, при которой сотрудник ГАИ — ГИБДД вообще станет поднимать полосатую палочку, простите — жезл…

Авторы законопроекта немного «подсластили» новогоднюю пилюлю тем, что установили предельные нормы алкогольного опьянения. После Нового года, если содержание алкоголя в крови водителя менее 0,3 промилле, он может смело ехать — ни одна медицинская экспертиза не признает его нетрезвым.

А вот давно забытая балльная система учета нарушений — горькое лекарство. Как в советские времена, за каждое нарушение ПДД будут выписывать не только штраф, но и начислять от 2 до 8 штрафных баллов. Фиксировать их инспектор станет по старинке, с помощью дырокола и специального талона. Когда таких баллов накопится 10 в течение года, «права» отберут без решения суда.

Пока нет смысла подробно останавливаться на описании того, сколько баллов и за какое нарушение полагается. Поскольку это самое спорное с точки зрения нынешнего законодательства и действующих правовых норм требование — наказывать два раза за одно и то же нарушение, да еще и без решения суда. Кроме того, порядок начисления и учета баллов, а также изъятия прав должен быть дополнительно определен правительством. Насколько мне известно, в правительстве пока всерьез не рассматривают вероятность возвращения балльной системы в России. Что ж, если так оно и будет, можно и гимн затянуть: «Союз нерушимый…» Простите, опять слова перепутал…

Михаил Белов

По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов