Бессветофорное движение: панацея или проклятие?

4 марта, 2013 - 11:50
74 0

В 2013 году несколько крупных московских магистралей подвергнутся серьёзной реконструкции. Среди них Ленинский и Кутузовский проспекты. Согласно существующим планам, на этих трассах организуют бессветофорное движение. Какой эффект будет иметь такая мера? Этому был посвящен экспертный круглый стол, прошедший на прошлой неделе.

Обычно под бессветофорной схемой организации движения подразумевается замена традиционных перекрестков со светофорами на крупных магистралях на развязки и тоннели, что позволяет автомобилистам не тормозить и обеспечивает тем самым эффект, схожий с «зеленой волной». Как рассказал первый заместитель руководителя, начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков, в настоящее время на бессветофорное движение в городе существует две крайние точки зрения. По одной из них, бессветофорная схема может решить все существующие проблемы и избавить город от пробок. Согласно другому мнению, бессветофорное движение не дает никаких плюсов, пробки остаются, а потому никакого смысла реконструировать магистрали нет. «Истина, как всегда, лежит посередине», — считает Мухортиков. По его словам, всегда необходимо рассматривать каждый конкретный случай. К примеру, в центре Москвы развязки и светофоры не являются выходом из сложившейся ситуации, в то время как между Третьим транспортным кольцом и МКАД такое решение может быть оптимальным, поскольку увеличивает скорость движения и позволяет избежать «простоя» автомобилей.
Бессветофорное движение: панацея или проклятие?
Пробки на Кутузовском проспекте в Москве — давно уже не новость. На улице и так практически нет светофоров, а потому введение бессветофорного режима вряд ли кардинально изменит ситуацию. тем не менее, реконструкция магистрали и лучшая организация съездов могла бы помочь хоть немного разгрузить данный участок.

При этом, по словам Мухортикова, бессветофорная схема организации движения автомобилей не лишена ряда мифов. К примеру, один из них заключается в том, что после ускорения потока пробка переместится ближе к центру города, например, к Садовому кольцу, где её уже нельзя будет убрать при помощи строительства новых развязок или тоннелей. Однако такое понимание в корне неверно, считает Мухортиков. По его словам, помимо движения в самый центр города, есть еще Третье транспортное кольцо и перпендикулярные улицы, на которые будет уходить значительная часть потока. К тому же, помимо движения в центр, есть еще и поток в область, который должен поехать лучше в случае реконструкции.
Бессветофорное движение: панацея или проклятие?
Ситуация на Ленинском проспекте менее однозначная. На протяжении практически всей улицы присутствуют светофоры и перекрестки, которые регулярно блокируются выезжающими автомобилями в часы пик. Разведение потоков по разным уровням благодаря тоннелям может быть эффективным, к тому же не сильно скажется на облике города

С ним согласились и другие участники круглого стола. По словам руководителя «Национального общественного центра безопасности движения» Сергея Канаева, введение бессветофорного режима может увеличить трафик на 15%. Правда, при этом эксперт оговорился, что ожидать исчезновения пробок после введения бессветофорного движения на Ленинском и Кутузовском проспекте всё же не стоит, однако дать некоторое время на принятие дальнейших шагов эта мера может.

Помимо этого, организация бессветофорного движения поможет повысить уровень безопасности пешеходов, поскольку предполагает строительство внеуличных переходов, прежде всего — подземных. Как отметил председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов, проект решает две основные проблемы пешеходов: долгое ожидание на наземных светофорных переходах и наличие нерегулируемых наземных переходов. По его словам, ситуации, когда пешеходу приходится переходить по нерегулируемому переходу по несколько полос, просто опасны. «Это — натуральное убийство пешеходов», — добавил он.
Бессветофорное движение: панацея или проклятие?
Ситуация с пешеходными переходами на Ленинском проспекте близка к критической. Эти кадры были сделаны еще осенью 2008 года, но с тех пор практически ничего не поменялось: на многих участках пешеходам приходится в лучшем случае подолгу ждать разрешающего сигнала, а в худшем — идти через многополосную трассу по нерегулируемому переходу. Возведение подземных переходов может увеличить безопасность пеших участников движения. Однако при этом необходимо не допускать возможности «срезать» поверху, а также располагать подземные переходы на небольших расстояниях друг от друга

Впрочем, говорить о том, что бессветофорная схема движения лишена недостатков, было бы неверно. К примеру, в мировой практике существует два контура дорожной сети. В первый входят местные улицы, а во второй магистральные дороги (хайвеи, фривеи). Функции этих двух контуров принципиально различаются. Проблема заключается в том, что предложенная властями схема реконструкции Ленинского и Кутузовского проспектов не превращает эти трассы в магистрали, поскольку позволяет попасть на них с локальных улиц.

Однако ситуация в Москве действительно по-своему уникальна. Дело в том, что последние транспортные коридоры в Генплане города были заложены еще в советское время. Потом было время массового строительства и точечных застроек, а время на создание новых дорог было безвозвратно утрачено. «В Москве невозможно применить мировую практику. Новых транспортных коридоров найти не получится», — отмечает в этой связи Мухортиков. Таким образом, реконструкция крупных транспортных артерий позволяет хотя бы по максимуму использовать те возможности, которые есть у города.

Конечно, решение проблемы пробок в столице не должно идти только за счет бессветофорных магистралей. Огромное значение имеет общественный транспорт, а также организация объездных маршрутов в Московской области. И все же грамотная реконструкция основных магистралей должна помочь городу вздохнуть чуточку свободнее. В конце-концов, в сложившейся ситуации хуже от подобных мер уже точно не будет.

Облако тегов