«Классическая» ставка: АвтоВАЗ определился с модельным рядом

5 марта, 2007 - 10:08
33 0

05030701.jpg

Совет директоров ОАО «АвтоВАЗ» на своем февральском заседании утвердил модельный ряд автомобильного концерна на срок до 2009 года. Рутинная, в общем-то, процедура в этом году привлекла к себе повышенное внимание. Оказалось — и это несмотря на все громкие заявления, что прозвучали в последние месяцы — ничего принципиально нового предложить потребителю тольяттинские автостроители пока не в состоянии. На конвейере останутся все те же «пятерки» и «семерки», старенькие уже «Самары» и полноприводная «Нива». Несколько расширится семейство автомобилей Kalina. А главной новинкой ближайших месяцев можно считать давно анонсированную Lada Priora, которая постепенно сменит на конвейере свою предшественницу, Lada «десятого» семейства.

Без шума, но с оглядкой

В отличие от прошлого года, когда к февральскому заседанию обновленного Совета директоров предприятия АвтоВАЗ попытался привлечь максимум внимания общественности, нынешнее мероприятие прошло куда как более рутинно и незаметно. Информацию об итогах заседания прессе «слили», как теперь водится, через неназванный источник. Ни тебе значимых имен, ни громких заявлений и миллиардных планов, столь поразивших журналистов год назад. Все как в старые добрые времена — упор на производство и ставка на проверенные временем старенькие модели.

В целом план завода корректировался с оглядкой на подписанное в декабре соглашение с канадской Magna о совместной разработке новой платформы для машины класса С. Первую из семи моделей на ее базе АвтоВАЗ и Magna намерены запустить в производство в 2009 году. А до того времени надо продержаться, продавая уже существующие модели и разработки. В частности, допотопные, но популярные в народе из-за низкой цены «пятерки» и «семерки» продолжат выходить из ворот завода вплоть до 2008-2009 годов. Выходили бы и дольше, но к тому времени в России ужесточат экологические требования к автомобильным выхлопам, выполнить которые вазовская «классика» никак не способна. Не отвечают традиционные модели АвтоВАЗа и современным требованиям безопасности. На заводе утверждают, что могут довести «классику» и до стандарта Евро-3 — никакой технической сложности это не представляет. Но как быть с моральным устареванием вазовской техники?

Сомнительный заработок

Сейчас на заводе выпускаются две модификации «классики» — Lada 21053 («пятерка») и Lada 2107 («семерка»). Первая стоит пока около $5200, вторая — $5600. Данные по производству и продажам за весь 2006 год АвтоВАЗ пока не раскрыл, но план предусматривал выпуск 225 000 пятерок и семерок — больше, чем других моделей, в частности, в четыре раза больше, чем вазовской новинки Lada Kalina. Напомним, в отчете АвтоВАЗа за III квартал 2006 года говорилось, что производство «классики» будет продолжаться до 2007 года.

До 2009 года завод продолжит выпускать и семейство автомобилей «Самара», а также полноприводную Lada 4х4. Наряду с этим было решено увеличить производство относительно свежей Lada Kalina: в 2007 году выпустят 125 тысяч машин, а к 2009 году АвтоВАЗ выйдет на проектную мощность по выпуску этой модели — до 220 тысяч «Калин» в год. При этом на конвейере появится «облегченная» версия модели — без всяких «лишних» опций. Что, по мнению руководства, позволит снизить ее цену на 10% и повысить привлекательность в глазах покупателя.

Помимо этого с апреля нынешнего года начнется поэтапное снятие с производства автомобилей «десятого» семейства и будет происходить их замещение на конвейере моделью Lada Priora. До конца года предприятие планирует выпустить около 85 тысяч таких автомобилей с кузовом седан, и полностью снять с производства Lada 2110. В следующем году АвтоВАЗ рассчитывает начать производство хэтчбеков Priora, сменив ими на конвейере Lada 2111. Внешне эта модель мало отличается от «десятки», но внешность обманчива. Как заверили «АИ» специалисты АвтоВАЗа, начинка автомобиля содержит огромное количество изменений. Прежде всего, это более безопасный автомобиль, конструкция которого предусматривает возможность установки на его базе многочисленных современных опций, ставших давно привычными в любой иномарке. Одно не радует — цена новинки. Точную стоимость нового автомобиля на предприятии пока не сообщают. Но ранее руководство завода обмолвилось, что стоить автомобиль будет дороже предшественника — ориентировочно 280 тысяч рублей.

С точки зрения производителя, решение оставить на конвейере «классику» выглядит вполне разумным. Зачем убивать курицу, несущую золотые яйца? «Этим моделям сейчас нет конкурентов в стране, и они приносят заводу неплохую прибыль, тогда как в других сегментах АвтоВАЗ начинает испытывать проблемы, — говорит Денис Барабанов, аналитик инвестиционной компании «Битца-Инвест». — Очень может быть, что выпуск «классики» будет продолжен и после 2009 года, если на нее сохранится устойчивый спрос». Но с точки зрения потребителя, ставкой на устаревшие модели завод ставит себя в заведомо ущербное положение перед конкурентами. «Основное преимущество этого автомобиля — цена, — полагают аналитики компании «Велес Капитал». — Однако «классика» разработана несколько десятилетий назад и не отвечает ни современным требованиям по безопасности, ни экологическим стандартам, ни представлениям о комфорте. А в свете того, что в данный момент ряд иностранных производителей разрабатывают «народный» автомобиль для российских потребителей в ценовом сегменте от $6000 до $8000, конкурентное преимущество этого семейства резко падает. Возможно, до 2009 года эта модель еще и будет пользоваться каким-то спросом, но, на наш взгляд, он станет неуклонно снижаться. Рентабельность производства и стабильность заработка на «классике» мы ставим под сомнение».

Понятно, что решение сохранить еще на три года практически без изменений весь свой нынешний модельный ряд — вынужденное. Крупнейший российский автопроизводитель пока не смог ни разработать собственными силами новую модель, ни договориться с западными компаниями о совместной работе. Кроме того, решение продиктовано сохранением интереса российских потребителей к дешевым автомобилям. «Производственные планы АвтоВАЗа стали вполне ожидаемыми, — полагает Михаил Лямин, аналитик «Банка Москвы». — До 2009 года, когда будет запущено производство нового автомобиля, разрабатываемого совместно с Magna, заводу необходимо сохранить свою рыночную долю или хотя бы сократить темпы ее снижения. На этом фоне планы оставить на конвейере «классику» выглядят вполне оправданно. Впрочем, адаптация моделей к новым экологическим стандартам повысит ее стоимость, что, учитывая и без того невысокую рентабельность, ставит под сомнение планы по увеличению объемов продаж в 2007-2008 годах».

Рыночная доля

Учитывая все эти соображения, а также усиливающуюся конкуренцию, аналитики компании «Файненшл Бридж» прогнозируют дальнейшее снижение доли АвтоВАЗа на российском автомобильном рынке. По количеству выпущенных автомобилей 2006 год для АвтоВАЗа оказался очень успешным. В пресс-службе предприятия сообщили, что завод выпустил 966 380 автомобилей и автокомплектов, что превышает план на 1,6%. Но и без учета машинокомплектов объем производства оказался внушительным — 765 627 автомобилей, то есть на 6,1% больше, чем в 2005 году. Но продать все автомобили не удалось. По данным компании, в России и за рубежом было реализовано 724 000 машин. Это на 2,8% меньше, чем в 2005 году, когда было продано 745 000 автомобилей. Экспорт вырос всего на 2% и составил 99 096 машин. То есть, на внутреннем рынке АвтоВАЗ продал 625 000 автомобилей против 648 000 в 2005 году. Доля компании упала с 46% до 35%.

Впрочем, снижать темпы производства в 2007 году АвтоВАЗ не планирует. Представитель предприятия говорит, что план производства на этот год составляет в общей сложности 959 000 автомобилей и комплектов, из которых 771 600 — готовые машины. Но эти намерения особого энтузиазма у экспертов не вызвали. «На наш взгляд, АвтоВАЗ строит очень оптимистичные прогнозы на 2007 год, — заявили по этому поводу в компании «Велес-Капитал». — Мы сомневаемся в том, что компания сможет реализовать объявленное количество автомобилей. Чтобы выйти на такой уровень продаж, АвтоВАЗу придется побороться с повышением цены на свою продукцию, а также предпринимать интересные потребителю маркетинговые ходы». «Планы завода на будущий год выглядят несколько странными, особенно, если цены на автомобили будут расти такими же темпами, как и в 2006 году», — соглашается Денис Барабанов.

Структура собственности

В отличие от невнятных производственных планов вполне понятно и «прозрачно» решение менеджмента компании «раскольцевать» структуру собственности ОАО «АвтоВАЗ», что аналитики всецело приветствуют.

Напомним, в начале февраля на рынке появилась информация о том, что ФГУП «Рособоронэкспорт» начал скупать акции дочерних вазовских компаний AVVA и ЦО АФК, которые, в свою очередь, контролировали более 60% акций материнской компании. На начало прошлого года АвтоВАЗу еще не принадлежало 14% акций AVVA и 40% АФК. Сегодня процесс скупки акций у миноритарных держателей завершен. Мелкие пакеты АФК практически полностью выкуплены, а вот долю в AVVA удалось увеличить лишь на 1-2% — акции эти распылены и находятся у многочисленных физических лиц. Получить полный контроль над AVVA оказалось непростой задачей. «Тем не менее, мы позитивно оцениваем новости на этот счет, — говорит Михаил Лямин. — Перекрестная структура собственности снижала инвестиционную привлекательность, ограничивая возможности привлечения финансовых средств. Кроме того, не исключено, что изменение структуры собственности делается в преддверии включения компании в образуемый «Рособоронэкспортом» государственный промышленный холдинг».

На новостях о начале изменения структуры владения акции ОАО «АвтоВАЗ» совершили рекордный рывок вверх. Обыкновенные акции за один день подорожали на ММВБ на 17,15%, до 2239,95 рубля, обновив при этом исторический максимум, достигнутый в феврале 2006 года. Тогда спекулянты «разогрели» бумаги АвтоВАЗа, понадеявшись на выделение заводу государственных $5 млрд. Перекрестная схема владения акциями АвтоВАЗа, которую можно назвать серой, после покупки пакетов акций «Рособоронэкспортом» уходит в прошлое.

Михаил Белов
По информации www.autoizvestia.ru

Облако тегов