«Новая» территория обанкротившегося завода «Москвич» досталась французской компании

6 марта, 2007 - 10:55
39 0

Сбылось наше «пророчество»: правительство Москвы и французский концерн Renault подписали протокол, предполагающий увеличение мощностей автосборочного завода «Автофрамос» с 80 000 до 160 000 машин в год. А за две недели до того правительство Москвы выкупило часть недвижимого имущества ЗПИФН «Метрополь Олимп» под управлением ООО «УК «Метрополь», ранее принадлежавшего ОАО «Москвич».

Напомню, что 4 декабря прошлого года вся недвижимость завода «Москвич» — а это 54 объекта на 94-гектарной территории — была куплена на торгах УК «Метрополь» практически по стартовой цене — за 5,5 млрд рублей. Представители столичных властей, буквально накануне торгов объявившие о том, что город отказывается в них участвовать, неожиданно сняли свои претензии к победителю аукциона. Позже отозвала свой иск и компания «Миракс-Групп», также претендовавшая на территорию завода.По мнению экспертов, сей «околоюридический» казус произошел из-за того, что еще в процессе торгов представителям Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы удалось найти точки соприкосновения с руководством УК «Метрополь». В самом деле: девелоперская компания была намерена построить на месте старых цехов, возведенных еще в 30-е годы прошлого века, гостиничный комплекс и несколько офисных зданий. При этом в «Метрополе» прекрасно понимали, что решить вопрос прав собственности на огромную территорию без поддержки столичного правительства будет крайне затруднительно. За десятилетие стагнации, постигшей «Москвич», его территорию арендовали десятки структур, чьи обязательства либо давным-давно исчерпаны, либо настолько запутаны, что и не распутаешь.

Как это было?

Медленная смерть одного из градообразующих предприятий — в лучшие годы на Автозаводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК) работало до 25 тысяч человек — началась в конце 80-х годов. Технический и модельный кризис совпал с развалом старых хозяйственных связей, новое оборудование, купленное на кредит Внешэкономбанка, разворовали, и на заводе «повис» долг в 350 млн долларов, который за десять лет удвоился. Плюс добавились долги за электроэнергию, теплоснабжение…

Одновременно под гору покатилось качество сборки и без того уже устаревшей модели «Москвич-2141». В середине 90-х годов начались первые остановки конвейера, а в начале этого века заговорили и о процедуре банкротства. Долг завода уже превысил 20 млрд рублей!

При этом власти города искренне считают, что если бы правительство РФ «простило» долги и передало завод в собственность правительства Москвы, трагедии можно было бы избежать. Но, наверное, стоит вспомнить о том, что эксперименты, поддерживаемые мэром города Юрием Лужковым, постоянно заканчивались провалом. Не пользовались успехом модели «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий», а «лимузин» «Иван Калита» вообще вызывал лишь улыбку. Во время последнего торжественного пуска конвейера в конце 90-х годов, когда Юрий Михайлович, сев за руль только что сошедшего с конвейера «Москвича», сказал прочувствованную речь о возрождении автопрома, автомобиль заглох, и завести его не удалось. Лужков, не говоря ни слова, покинул территорию...

Зато удалось «раскачать» СП «Автофрамос»: начав со сборки модели Renault Symbol, завод окреп, стал на ноги, отделился от обезлюдившего «Москвича», и начал в апреле 2005 года серийный выпуск «почти современного» бюджетного автомобиля Logan. Сегодня завод уже близок к проектным 60 тысячам авто в год, которые весьма неплохо распродаются. И ему в стенах СП стало тесновато. А площади, необходимые для расширения бизнеса — вот они, рядом.

И, как было уже сказано, с недавнего времени они перешли сперва в распоряжение правительства Москвы, а теперь — и самого СП.

Выкуп по себестоимости

Еще ненадолго вернемся на пару месяцев назад — детали сделки весьма любопытны.

УК «Метрополь» достались в собственность так называемые «старая» и «новая» территории, на Волгоградском проспекте, 32 и 42 соответственно. 44 гектара «старой» территории можно разве что под бульдозер пускать. А вот на «новой» до сих пор благополучно стоят цеха, построенные в 70-е годы прошлого века. Сносить их — дорого, да и неразумно. Так что уже в середине декабря обе стороны пришли к предварительному соглашению. А подписание конкретных договоренностей тормозилось лишь бюрократическими препонами, связанными с регистрацией «покупки». Однако эту проблему удалось решить менее чем за месяц, с учетом новогодних каникул. Небывалый случай!

18 января был подписан договор между «Метрополем» и правительством Москвы. В результате сделки, цена которой составила 3,621 млрд рублей, в собственность города перешло 24 объекта нежилой недвижимости (540 тысяч кв. метров производственных площадей и 18 тысяч кв. метров Дома культуры АЗЛК), расположенных на земельном участке площадью около 50 га. По словам столичных чиновников, приобретенные площади будут использованы для нужд «Автофрамоса», а также для развития производства комплектующих и запчастей, которые планируется поставлять «Автофрамосу».

По условиям соглашения, французский автопроизводитель инвестирует 150 млн долларов, а правительство Москвы предоставляет дополнительную территорию для увеличения объемов производства. Общая площадь новых производственных мощностей «Автофрамоса» составит около 250 тысяч кв. метров. Сейчас завод занимает приблизительно такую же площадь. После расширения СП будет выпускать три модели Renault Logan, в том числе уже хорошо известный седан. Наверняка на конвейер встанут и другие модели Renault. Увеличение мощностей завода придется на середину 2009 года параллельно с запуском производства новых версий Logan.

Кроме того, московское правительство давно уже вынашивает план выпуска собственного малолитражного автомобиля — это еще один «конек» московского мэра. В качестве такового еще недавно рассматривался проект «Ока-2».

На очереди — ЗИЛ

Еще в январе депутаты Мосгордумы приняли городской закон «Об утверждении заключения договоров о государственных гарантиях города Москвы». По словам руководителя Департамента науки и промышленной политики города Евгения Пантелеева, закон реализует концепцию реформирования АМО ЗИЛ, утвержденную столичными властями в 2005 году.

Министерством финансов России было предложено урегулировать задолженность этого завода путем заключения с предприятием мирового соглашения, обязательным условием которого является замена имущественного обеспечения АМО ЗИЛ на государственную гарантию города Москвы, утвержденную столичным Законом. «Главное, — подчеркивает министр, — закон позволит избежать городу ситуации с ОАО «Москвич», а именно: в случае банкротства контрольный пакет отойдет Москве. В настоящее время городу принадлежит 51% акций. То есть, таким образом Москва вынуждена законодательно отстаивать свою собственность, свои экономические интересы».

В ближайшее время ожидается выпуск более современных холодильников широко известной в советский период марки ЗИЛ, трех новых моделей среднетоннажного автомобиля, а также специализированной медицинской техники, востребованной на региональном рынке.

Дмитрий Семенов

Облако тегов