Водители готовы платить столько, сколько потребуют

Чего только не произошло в правилах дорожного движения за последние несколько месяцев: штарфы увеличили в пять раз, обязали автомобилистов заново сдавать экзамен в ГИБДД после лишения прав, ввели уголовную ответственность за вождение в пьяном виде... Депутаты считают, что такие суровые меры наказания положат конец бесперделу на дорогах России. Но на самом ли деле это так?

Как заявил один из инициаторов изменений в КоАП, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, почти 70% всех погибших на дороге «наплевательски относились к соблюдению ПДД», а внушительные суммы денежных взысканий должны призвать граждан к порядку.

Однако общественные эксперты полагают, что от штрафов мало что зависит: «Пора бы уже придумать что-то оригинальное вместо механического умножения штрафов. Ну, совершенно же ясно – штрафы растут давно, количество нарушений также увеличивается из года в год. Значит, никакой зависимости между этими явлениями нет», - убежден президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин; «Штрафы никак не влияют на безопасность движения, потому что на самом деле их выписывают очень мало. Согласно статистике, только каждое 200-е нарушение штрафуется, остальные остаются незамеченными», - считает глава «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Чтобы разрешить спор, корреспондент Autonews.ru провел опрос среди столичных водителей и выяснил: москвичи в большинстве своем не знают о новых правилах, не ощутили никаких перемен, да и не ждут их.

Петр, 30 лет, ведущий инженер-программист.

Первый респондент – молодой работник крупного банка: классическая шерстяная жилетка поверх рубашки, очки и красный Volkswagen Golf Plus – все это вызывает в памяти заглавие книги «В среде умеренности и аккуратности». И это так и есть: Петр ездит аккуратно и старается не нарушать, поэтому, наверное, и в новых штрафах разбираться не хочет.

- Вы знаете об изменениях в ПДД? – спрашиваю его.

- Ну, так, краем уха слышал.

- Но интересоваться не стали? Это же напрямую вас касается.

- Да можно подумать, в самом деле изменится что-то, - пожимает он плечами. - Как штрафовали людей, так и будут штрафовать. Кто раньше откупался, тот и теперь будет откупаться.

- Но все-таки вы будете ездить аккуратнее, узнав про новые штрафы?

- Лично я и так стараюсь не нарушать, - парирует Петр.

Вячеслав, 53 года, коммерческий перевозчик.

Водителей трое – они курили, спрятавшись от дождя под козырек торгового павильона – но общее мнение выражает старший Вячеслав: седина в усах, кожаное пальто и пожелтевшие от табака ногти – чувствуется, что в шоферах он давно и вообще видал виды.

- Знаете о новых штрафах?

- В курсе были, ага. Повышение прошло.

- А подробности узнавали?

- Нет, особо не вникали.

- То есть, вы не знаете, что теперь, например, действует прогрессивная система штрафов?

- Ну, читали где-то, но подробностей не знаем.

- Как вы думаете, люди станут теперь аккуратнее водить?

- Нет. Людей это не остановит. Если человек принципиально нарушает, то он и будет нарушать, найдет возможность, - отвечает один водитель.

- Вряд ли, - отмахивается второй.

- А вы посмотрите назад – вон, горит красный на перекрестке, а люди продолжают ехать, - показывает Вячеслав рукой. – Дело не в штрафах. Просто нет в наших водителях внутренней дисциплины, да и все тут.

Эльза, 26 лет, специалист по работе с клиентами.

С белой «копейки» BMW еще не снята круглая наклейка, призывающая поддержать одного из кандидатов на пост мэра Москвы – политическая активность владельца привлекает внимание и не зря: Эльза оказывается чуть ли не единственным человеком, кто действительно интересовался поправками в ПДД.

- Я за увеличение штрафов, - заявляет она. - Все мои знакомые, кто раньше «летал» и хвастался этим, теперь ездят аккуратно, насобирав квитанций тысяч на десять. Балльная система штрафов станет проклятием.

- А что вы скажете про прогрессивную систему наказаний, когда новый штраф оказывается «дороже» предыдущего?

- По-моему, очень справедливо. Тем более, что это распространенная в мире практика.

- Получается, скоро у нас на дорогах будет совсем спокойно?

- Дело ведь не только в штрафах, - хмурится Эльза. – Кто их платит? Мы, законопослушные люди. А вы слышали о том, что в Москве водителя избили, который отказался пропускать Bentley? Вот эти блатные, на которых закон не распространяется – это реальная угроза. Им штрафы нипочем, а в Москве таких «крутых» очень много.

- А сами вы уже получали новые штрафы?

- Не-ет, - смеется она, - я недавно за рулем и стараюсь не нарушать. Знаете, как вообще все новички, наверное. Я если вижу знак «80», я лучше 60 поеду.

Евгений, 35 лет, водитель-экспедитор.

В спортивных штанах и серой толстовке, Евгений излучал ровное дружелюбие, основанное, наверное, на осознании полного физического превосходства над окружающими – казалось, его старенький Ford Taurus с трудом вмещает такого здоровяка. Евгений спокойно обдумывал каждый свой ответ, но о новых штрафах ничего не слышал.

- Вы знаете о новых штрафах?

- Неа.

- Как, неужели вы не знаете, что они в пять раз выросли?

- Ну, может, где-то читал, - подумав, признается он.

- Как думаете, это поможет – люди станут аккуратнее на дороге?

- Отчасти, может быть, да. Но не уверен.

- Но сами вы теперь будете ездить аккуратнее?

- Ну, постараюсь, да.

Таксист

Водитель-частник на вишневой ВАЗ-21099 (знававшей лучшие дни) спокойно проехал на красный, чтобы первым из потока подъехать к пассажиру. Получилось даже двойное нарушение: пассажир стоял у обочины на выделенной полосе. Водитель не захотел представляться и с подозрением отнесся к идее говорить на диктофон. Оказалось, что на рост штрафов он смотрел философски, как на неизбежное зло – вроде таяния ледников. Ему и в голову не приходило, что можно ездить, не нарушая правил: «Если уж они поднимают штрафы в пять раз, то пусть и скорость поднимут в пять раз, как думаешь, а? Сколько им надо, я столько денег и заплачу, если мне дадут возможность ездить по-человечески», - с раздражением резюмировал он.

Алексей Сивашенков

Облако тегов