Правила игры

19 апреля, 2007 - 09:41
22 0

Я попала в аварию в декабре прошлого года. В очереди на приемку автомобиля в официальный автосервис "Major Авто", аккредитованный при страховой компании "Ингосстрах", я простояла четыре часа. После чего мне предложили провести еще полтора часа в очереди на мойку. "Чтобы не было проблем при получении автомобиля",– загадочно пояснил приемщик. Я опаздывала. Мужчина понимающе кивнул и поставил на документах печать: "Заказчик от осмотра машины отказался".

В эту среду Major сообщил мне о готовности автомобиля. Осмотрев свой "Ниссан", я обнаружила на задней левой двери свежую царапину, а на правом углу заднего бампера, который должен быть новым, содранный кусок краски размером с ладонь.

Директор кузовного сервиса в беседе со мной допустил, что повреждения были получены в период пребывания машины в сервисе. "Но,– тихо добавил он,– за свой счет мы не будем устранять эти проблемы. Вы подписали заявление об отказе от осмотра, значит, юридически ответственность на вас". И с ходу предложил компромиссный вариант: "Мы вызовем независимого эксперта (это займет не больше десяти минут), напишете заявление об убытке, мы его согласуем со страховой компанией, и в течение суток вы получите машину". По сути, убытки должны быть списаны на страховщика.

Забирать машину я отказалась, и, видимо, зря. Знакомые страховщики, которым я пыталась пожаловаться, сообщили еще более удивившую меня новость. "Это такая схема,– заявил мне один из них.– Они на этих мелких повреждениях зарабатывают". В убытке, казалось бы, должны оказаться страховые компании. Но их бизнес от этого, как мне вчера опять же объяснили, не становится убыточным: тарифы на страхование позволяют покрывать такие случаи в полном объеме и даже зарабатывать прибыль.
"Стоимость страхования в этой стране в два раза дороже, чем реальная цена рисков",– признаются страховщики.

Страховым компаниям хватает маржи даже на то, чтобы отдавать до 50% от полученных страховых премий банкам, которые обеспечивают страховщикам новых клиентов в силу обязательности страхования кредитных продуктов (см. стр. 14). Компании не заинтересованы в минимизации рисков, поскольку за них в результате платит не страховщик, а страхователь. При этом после каждого страхового случая стоимость страховки увеличивается. А особо въедливым клиентам директор кузовной станции всегда объяснит, что страховую компанию можно поменять.

Знакомый менеджер по урегулированию убытков одной из крупных западных страховых компаний долго не понимал, о чем речь. "Ты что-то путаешь,– говорил он,– такие риски должны покрываться полисом страхования ответственности автосервиса". Наивный, это он что-то путал – такой вид страхования в нашей стране не распространен. Поэтому клиенты и оплачивают риски автосервисов. Хотя, соглашаясь на фиксацию страхового случая "при непредвиденных обстоятельствах", он, по сути, идет на противоправные действия, которые называются страховым мошенничеством.
Все это напоминает ситуацию с банковским кредитованием, где ставки по потребкредитам доходят до 90% годовых. Таким образом банки покрывают риски потенциальных невозвратов за счет добросовестных заемщиков и не задумываются о совершенствовании скоринговых систем. В этом нет никакого смысла, ведь сопряженные с этим бизнесом затраты готовы нести, судя по росту объемов кредитования, заемщики.

ЛИЗА Ъ-ГОЛИКОВА
kommersant.ru

Облако тегов