В этом году цена на бензин побъет все рекорды

Еще в 2013 году всевозможные аналитики предупреждали нас: цена на бензин "взлетит" как никогда. А все дело в 10-триллионном дефиците бюджета по гособязательствам до 2020 года.

В прошлом году цены на бензин после двухлетней относительной стабильности снова начали стремителньо расти. К примеру, розничная цена на бензин марки АИ-92 на заправках одного из крупнейших продавцов автомобильного топлива в стране составили: в январе — 28,82 рубля, в декабре — 30,54 рубля. Литр АИ-95 в начале года продавали за 31,27 рубля, а в конце — за 33,70 рубля. В среднем рост цен на бензин составил около 6%, как и предсказывали эксперты год назад.

И хотя с конца минувшего года розничная цена бензина на заправках немного снизилась, в целом на 2014 год прогнозы не столь радужные. Динамика цен на автомобильные топлива, по прогнозам экспертов, может вдвое превысить прошлогоднюю, а цена литра 95-го вплотную приблизится к 40 рублям.

«Цены будут идти вверх, так как нефть дорожает, вводятся новые налоговые ставки на ее добычу. Я не вижу оснований для того, чтобы цены на бензин падали», - считает президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль. По его прогнозам, рост цен на бензин в 2014 году в среднем составит 10 процентов.

По мнению содиректора независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григория Бирга, 10-процентное подорожание бензина возможно лишь при самых неблагоприятных обстоятельствах. К тому же за ростом цены на бензин пристально следит государство, которое не позволит дорожать топливу бесконтрольно.

«Стоит ожидать роста цен на топливо. Я думаю, что это будет порядка 7%, плюс-минус 2%. Он мог бы быть намного больше, если бы не действия ФАС и правительства по сдерживанию темпов роста цен на топливо. Это может быть сделано, в том числе, и за счет каких-либо договоренностей с нефтяными компаниями о выделении какого-то объема топлива на внутренний рынок», - уверен эксперт.

Совсем иначе видит ситуацию на внутреннем рынке глава «Лукойла» Вагит Алекперов. По его словам, для сохранения инвестиционной привлекательности рост цен на бензин в 2014 году должен составить 10-15 процентов. Прибавим их по максимуму к нынешним ценам на топливо и получим 92-ой бензин по 35 рублей и без малого 39 рублей за литр 95-го.

На фоне постоянно падающей цены на нефть и прогнозов ее дальнейшего снижения в ближайшие два года подобные заявления выглядят странно. Напомним, Минэкономразвития определил среднюю стоимость барреля нефти на 2014 год в $101, а на 2015-2016 годы и вовсе в $100.

По мнению ведущего эксперта Союза нефтепромышленников России Рустама Танкаева, на деле ситуация для нефтяников может оказаться еще хуже. Прогноз Минэкономразвития не учитывает внешнеполитические факторы, как-то снятие нефтяного эмбарго с Ирана, о котором страны «большой шестерки» договорились в конце минувшего года. Миллионы тонн иранской нефти, появившись на рынке, могут разом сбить с нынешней цены барреля нефти 10-12 долларов.

Между тем без всяких рыночных потрясений с января по октябрь 2013 года барелль российской нефти потерял в цене почти 3 процента. Тем не менее, на розничных ценах бензина это снижение никак не отразилось. Напротив, за это время бензин прибавил в цене почти 2 рубля.

Производители автомобильного топлива снижать цены не намерены, ссылаясь на огромные затраты по переводу нефтеперерабатывающих производств на новый экологический стандарт. Кроме того, независимо от цены нефти на мировом рынке налоговая составляющая в стоимости литра бензина в России постоянно растет. Уже сегодня она превышает 65 процентов. И это не предел.

В 2014 году налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет планомерно увеличиваться и к 2017 году вырастет с 470 до 559 рублей за тонну. Одновременно с этим будет снижена экспортная таможенная пошлина. Подобный налоговый маневр, считают эксперты, не только подогреет цены на бензин на внутреннем рынке, но и может привести к перебоям с поставками автомобильного топлива.

«Налоговой маневр, который подразумевает рост цен НДПИ с одной стороны, а с другой стороны — снижение экспортных пошлин, приведет к тому, что более привлекательным станет экспорт нефтепродуктов. Соответственно, число предложений на внутреннем рынке теоретически снизится, а цена внутри страны должна вырасти, приближаясь к ценам по экспортным направлениям», - уверен Григорий Бирг.

Сегодня европейский рынок практически открыт для российских нефтедобывающих компаний, которые планомерно скупают сети АЗС за границей. Бензин на эти заправки, конечно, также идет из России. А это может привести к тому, что со временем цены на бензин в России и Европе практически сравняются.

По прогнозам Минфина, даже при сохранении сегодняшней высокой цены на нефть для финансирования всех обязательств до 2020 года государству не хватит около 10 триллионов рублей. Взять эти деньги государству просто негде, кроме как с самого активного и обеспеченного слоя своих граждан, поэтому доля акцизов и скрытых налогов в цене бензина будет только увеличиваться. В 2014-2016 годах, в частности, акцизы на бензин будут повышаться в зависимости от экологического класса топлива — в среднем на 500 рублей в год за тонну.

В результате, считают эксперты, в 2015-2016 годах динамика роста цен на бензин будет еще более быстрой, чем прогнозируемые на 2014 год 10-15 процентов. «В 2015-2016 годах топливо будет расти еще более быстрыми темпами, поспевая за ростом акцизов», - уверен Рустам Танкаев.
 

Облако тегов