2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

  • Главная
  • Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
17976 17
31 Июль, 2014 - 23:18

Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?

По коллекции мотоциклов в заводском музее "Ижмаша" можно проследить все взлеты и падения советской мотоциклетной отрасли.
Хотя мотоциклы разных модификаций и характеристик создавали в советское время несколько заводов, "ИЖ", безусловно, был самым распространенным. А в деревне вообще долгое время оставался чуть ли не единственным видом транспорта. На нем катали девчонок, ездили на рыбалку, возили сено и дрова — как только не использовали.

Между тем мало кто знает, что началась родословная "ИЖ" в начале прошлого века, когда на завод "Ижсталь" приехал, отучившись в Лейпцигском университете, молодой инженер дворянских корней Петр Можаров. Об истории создания ижевских мотоциклов рассказывает директор музея "Ижмаша" Алексей Азовский.

Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?

Алексей Алексеевич, кем был Петр Можаров и как сложилась его судьба?

Алексей Азовский: Теплотехник по образованию, он уже тогда страстно увлекался мотоспортом, у него был свой импортный мотоцикл, на котором он "рассекал" по Ижевску.

В городе Можаров модернизировал паровые котлы, сконструировал даже аэросани и глиссеры, но все это время его не отпускала мечта о собственном, не импортном, советском мотоцикле. И в 1929 г. вместе с группой таких же энтузиастов он выпустил первую опытную серию мотоциклов "ИЖ". Первые три "ИЖа" — с первой по третью модификацию — были тяжелые. Четвертый и пятый — легкие. Вся эта колонна техники в сентябре 1929 года с участием еще нескольких иномарок отправилась в первый, наделавший шуму, советский мотопробег Ижевск — Нижний Новгород — Москва — Ленинград — Харьков.

Главный результат мотопробега — конструкция мотоциклов оказалась настолько удачна, что весь многотысячный путь колонна проделала практически без поломок. Казалось бы, мотоцикл можно запускать в серию, но этого сделано не было. В стране шла большая стройка, в ВСНХ (Высшем совете народного хозяйства) сталкивались разные мнения насчет приоритетов, и необходимость создания мотоциклетного завода в Ижевске доказать не удалось.

Тем не менее именно Ижевск стал позже "столицей" советских мотоциклов?

Азовский: После той неудачной попытки Можаров уезжает сначала в Ленинград, где проектирует легкий мотоцикл, а затем в Москву, где создает тяжелый. Но затем вновь возвращается в Ижевск, где изготавливает пять опытных мотоциклов и увозит их на показ в столицу. На этот раз руководство страны дало "добро", и мотоциклы начинают серийно делать на Подольском машиностроительном заводе. Всего до войны было сделано 4,5 тыс. штук. Хотя для такой огромной страны это капля в море, их до сих пор можно найти в музеях и частных коллекциях.

И все-таки городом, где должен быть организован именно массовый выпуск мототехники, Можаров видел именно Ижевск. Здесь на вновь созданном мотоциклетном заводе и был налажен выпуск по-настоящему массовых советских мотоциклов "ИЖ-6" и "ИЖ-7".

Как только первые мотоциклы пошли с заводского конвейера, Можаров впервые в жизни берет отпуск, который стал для него роковым. В марте 1934 года на завод пришла телеграмма, в которой сообщалось: Можаров умер при невыясненных обстоятельствах. То ли покончил с собой, то ли кто-то "помог" уйти ему из жизни. В 2012 году его могилу лишь случайно отыскали местные жители. Они заинтересовались надписью на осколке могильной плиты, гласившей о том, что здесь похоронен создатель первых советских мотоциклов.

В войну завод тоже выпускал мотоциклы?

Азовский: Нет, с началом войны мотозавод перешел на выпуск пулеметов "Максим", но после войны предприятие вновь вернулось к "ИЖам". Хотя и не совсем к "ИЖам". В 1946 году из-под Дрездена был практически целиком вывезен в Ижевск небольшой мотоциклетный завод "DKW", что фактически предопределило судьбу дальнейших ижевских мотоциклов, да и вообще всей советской мототехники, учитывая масштабы производства в Ижевске. Причем, как считают некоторые, не в лучшую сторону. Дело в том, что за основу был взят немецкий мотоцикл с двигателем объемом 350 куб. см. Этот параметр после войны практически во всем мире, за исключением нескольких стран соцлагеря, был забыт. А мир наводнили 500-кубовые мотоциклы и "кратные" им разновидности с объемом двигателя от 125 до 1000 "кубиков". И если бы в Ижевск отправили, например, завод "BMW", который уже тогда специализировался на выпуске 500-кубовых машин, еще неизвестно, как бы сложилась судьба отечественного мотопрома. Но история сослагательного наклонения, как известно, не терпит, и Ижевский завод стал выпускать мотоциклы с объемом двигателя в 350 "кубиков".

Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?

Чтобы наладить выпуск мотоциклов, на завод привезли группу немецких инженеров. Так был создан первый послевоенный ижевский мотоцикл — знаменитый "ИЖ-49", который был почти копией "DKW-350". На нем поменяли переднюю подвеску — поставили телескопическую вилку, установили второе седло, новые амортизаторы, внесли еще ряд несущественных изменений. Возможно, именно потому, что не стали сильно вмешиваться в конструкцию немецкой машины, "ИЖ-49" получился надежным и по 1956 год выпускался большими объемами. Потом появился "Иж-56" со щитками приборного ящика, большим числом оборотов и мощностью двигателя.

В 1970-е годы ему и его модификациям на замену пришло знаменитое семейство "Планета" — самый массовый советский мотоцикл. Попытавшийся его сменить позже двухцилиндровый "Юпитер" оказался менее надежен и такой популярности не получил.

Сейчас завод еще выпускает мотоциклы?

Азовский: К сожалению, нет. 1 апреля 2008 года выпуск "ИЖ" был прекращен. За все время с заводского конвейера сошло 10 770 тыс. мотоциклов. Почему так все закончилось, сказать трудно. Об этом спорят до сих пор. Лично я считаю, что, несмотря на внешнее обилие марок, десятками лет завод выпускал, по существу, одно и то же. Это было время всеобщего дефицита, когда купить мотоцикл можно было только по спискам или по случаю. Тогда зачем было тратить деньги на перевооружение завода, зачем бороться за экономичность двигателя, когда бензин стоит 20 копеек? Мотоцикл возьмут все равно, в любых количествах, да еще спасибо скажут.

Показательный пример. В 1970 году к очередному съезду партии руководству завода был дан приказ из Москвы сделать новый мотоцикл — подарок советскому человеку. Но денег на его создание дали лишь 5% от необходимого. И вот наши заводские конструкторы начинают всячески изворачиваться, чтобы и мотоцикл был "как новый", и чтобы в смету уложиться. Переносят указатель поворота на фару, заказывают новый бензобак и осваивают окраску мотоцикла аж в два цвета. Вносят еще ряд несущественных изменений. Но в принципе это все тот же мотоцикл. В итоге задание партии выполнено, и советский человек получает "подарок". А завод — "индульгенцию" выпускать "старый-новый" мотоцикл еще 10 лет. Прошло 55 лет с того момента, как в Ижевск привезли немецкий мотоцикл, и хотя, конечно, в его конструкцию внесены сотни изменений, но его "уши" торчат до сих пор. Вся основная компоновка и идеология машины остались теми же.

И когда в 90-е годы были открыты границы и народ получил возможность сравнить машины, спрос на отечественные мотоциклы резко упал. Одновременно повысились цены на материалы, энергоносители, резко выросла себестоимость. И когда эти два фактора сошлись во времени, советский мотопром фактически ушел в прошлое.

А знаменитый "ИЖ Планета-спорт" не мог стать той самой "соломинкой", за которую хватается утопающий?

Азовский: С ним была вообще интересная история. В начале 70-х годов на заводе создали инициативную группу, которая разработала по-настоящему новую, перспективную модель с возможностью поставок на экспорт. Характеристики были вполне на уровне тогдашних "ямах" и "хонд". Сделали один опытный экземпляр и послали на ВДНХ. А у "Спорта" были не только хорошие характеристики, но и впечатляющий внешний вид. На выставке его увидели иностранцы, и закрутилось: "берем 30 тысяч, 40 тысяч". Директора завода вызвали в ЦК КПСС и сказали: коли решились без спроса выставить мотоцикл, извольте в течение года организовать выпуск в необходимых количествах на экспорт. А на заводе лишь опытный образец.

Два уже готовых новых корпуса, предназначенных для выпуска оружия, тут же переоборудовали под выпуск мотоциклов. Естественно, все делали в спешке. Да и на доводку конструкции не было ни времени, ни денег. В результате в серии мотоцикл получился совсем не тот, что задумывался, и за границей не пошел. В СССР за ним, конечно, гонялись, но план заводу спускали по общему количеству выпущенных мотоциклов, без учета моделей. А у него трудоемкость в разы выше, и "Спортов" делали лишь малую часть от общего количества.

Кончилось тем, что в министерстве сказали — делайте-ка вы лучше вашу "Планету". Позже стали завязывать кооперацию с японцами, пытались выпускать скутеры, но это уже были годы лихолетья, и все осталось на уровне опытных образцов...

Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
ИЖ Планета-спорт
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Иж Планета-3
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Иж Планета-2
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Иж Планета-3
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Мотоциклисты испытывают мотоциклы системы "ИЖ-Планета" на стадионе Ижевского автозавода
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Иж Планета-4
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Мотоцикл с коляской "Иж-Юпитер 3". Продукция Ижевского мотозавода.
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Модели мотоциклов Юпитер и Планета производственного объединения "Ижмаш"
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
ИЖ Юпитер-5
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
Иж Планета-5
Почему в России больше не производятся мотоциклы ИЖ?
ИЖ Юнкер. С внешностью иномарки он считается самым красивым из всех советских мотоциклов.

Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Смотрите также:


Комментарии

Offline
Гость
01.08.2014 10:18

До 90-х годов это были хорошие мотоциклы. Понятно что ломались и т.д. но люди покупали. Сейчас, это уже полный хлам. Привет из прошлого. Не научились мы вкладываться в развитие и думать. А жаль.

Offline
TindrumGM
13.08.2014 13:08

Помню дедовский Юпитер

Offline
Планетовец
01.10.2014 14:13

Мда.Пропал ИЖМаш

Offline
Гость
28.10.2015 13:32

В 70-Х У МЕНЯ БЫЛ ЮПИТЕР-2. В 1982 ГОДУ КУПИЛ ЮПИТЕР-3 И СЛУЖИЛ ОН НАШЕЙ СЕМЬЕ ОКОЛО 10-И ЛЕТ. ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ МОТОЦИКЛЫ. В 2015 ГОДУ КУПИЛ ЮПИТЕР-3 1976 ГОДА В ИДЕАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ С ПРОБЕГОМ 2100 КМ . ЕЗДИМ С ВНУЧКАМИ С ВЕЛИКИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ . А Ю-4 Ю-5 МНЕ НЕ ПО ДУШЕ. В 90-Х ПОКУПАЛ ПЛАНЕТУ-4. ОЧЕНЬ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ.

Offline
Гость
05.11.2015 21:23

Обидно, что инженерная и конструкторская мысли действительно были, но они были не в силах противостоять жерновам шаблонов и стандартов того времени. И об этом можно рассуждать бесконечно. Но, напротив, обратите внимание на отечественный Урал в наше время - бренд востребован десятками стран. Даже голливудские звезды охотно покупают его в свои гаражные коллекции. Да, тут многие сейчас возразят мне, что от того Урала, из комплектующих, остались рама и картер двигателя. Не спорю, но лицо бренда дороже этих нюансов.

Offline
Гость
02.02.2016 14:41

мда жаль ижмаш а я до сих пор на планете гоняю держится ведь неубиваемая техника

Offline
Гость
03.03.2016 12:45

У меня была Иж- Планета 1969 года. Служила до 1989 года без поломок и каприз. Ездил по всему СССР и ни разу не подвела.

Offline
Гостьвладимир
26.03.2016 21:54

Создать мотозавод заново врядли кто решиться больно сомнительная рентабельность. Но можно попробовать оживить Марку Иж на базе кокогон***дь авто завода привлечь студентов технарей энтузиастов патриотов . А там глядишь и государство поможет

Offline
Гость
23.06.2016 21:50

Смысл сейчас возрождать ИжМото, весь мотоцикл будет из пластика, все из дешевых китайских деталей, сейчас нужно только беречь то, что сохранилось, а завод уже не вернуть, к сожалению...

Offline
Гость
04.07.2017 18:57

при нинешних министрах прамышлиности. взять михаил заицев явно мазгов не хватает зачем наша делегация ездила на китаискии завод. што при сср мы ездили делали сами от начала и даканца китаицы нам ненужны были. взять тавоже медведева слушаеш ево и думаеш што живет не в рассии. абаронку сагласен падняли на должныи уравен апра сельскава жителя забыли. путин временами забывает в какои стране живет. всерапартует о росте прамышлености. если раньше люди пакупали матациклы на селе или машины каждыи па важможнасти рость прамышлиности ащющался. сеичас эта ни скажешь.зачем с экрана телевизара нагла врать. пака только рост в абаронке. са стараны пахоже са сагласия министрав и гасударства аткравеное вредительство. все это вазабнавления производства савместно с китаицами оченнь уж самнительно. да качесво под большим вапросам.ни знаеш што и думать.

Offline
Гость
12.03.2017 18:52

нашему гасударству проще прасрать чем развивать свое мото произвотства а што касается производства на китаиских запчестях наших ижеи наш роднои ижю угробят

Offline
Гость
30.12.2016 21:54

Надо возродить не выдумывая лукаво старую советскую технику. Точно такую без иностранных запчастей как дерьмоурал сейчас, не стоит изобретать велосипед. Спрос будет.Я хотел купить иж да так и не успел. На иностранные не сяду из принципа.

Offline
ДИМА
18.01.2017 21:40

ДАЁШЬ РУССКИЙ МОТОЦИКЛ ИЖ. Я БЫ ТОЧНО КУПИЛ НОВЫЙ Ю. У БАТИ БЫЛА ПЛАНЕТА, ГДЕ ОН ТОЛЬКО НА НЕЙ НИ ЕЗДИЛ. ХВАЛИЛ. НЕ ВИДЕЛ НИ РАЗУ , ЧТОБЫ ОН ЕГО СИЛЬНО РЕМОНТИРОЛВАЛ. ДАЁШЬ ИЖ!

Offline
Николай М
25.04.2017 21:47

Хорошие мотоциклы выпускали ! Очень уважают ИЖ. Больше 20 лет езжу на ИЖ- Планета, как на рыбалку , так и на охоту.... ну и по другим делам ! И всегда УВЕРЕН в нём , что домой доеду без поломок ! Ни то что импортные мото..... фуфло, никогда не куплю. Мой ИЖ ещё 20 лет прослужит ! Жаль, что завод остановили.

Offline
Гость
04.06.2017 19:35

Здравствуйте! На мотоцикле ИЖ- Юпитер 5 я проездил 11 лет без существенных поломок. Мы с братьями были очень довольны. Почему остановили производство, модернизацию. Могли ведь наладить производство отечественных снегоходов на основе этих мотоциклов по надежнее чем заграничные или нынешних отечественных которые ломаются через несколько месяцев. Почему наши умы не смотрят в будущее.

Offline
Гость
13.06.2017 11:30

Иж планета хороший проходимый мотоцикл, все ругаются насчет ваза а где мотопром? Задушили те кому надо и щас заводов куча по России закрываеться, но это же не пишут и не показывают. Будущего нет продали Россию с потрохами

Offline
Гость
23.06.2017 21:18

С удовольствием купил бы планету. Жаль, что больше не выпускают. Наш менталитет наверное никогда не изменится, так и будем все хорошее в утиль пускать, а всякое говно в производство.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
434535
Введите код
Код
Введите код
CAPTCHA на основе изображений

удаление вмятин в москве