«Висячий полицейский»:Станут ли с появлением видеокамер наши дороги безопаснее

2 сентября, 2008 - 00:13
46 0

01090809.jpg

1 июля подмосковные трассы — те, на которых кое-где установлены видеокамеры с радарами — было не узнать. Напомним, с этого дня вступили в силу поправки в Административный кодекс (КОАП), разрешающие накладывать на провинившихся автовладельцев административное взыскание заочно, на основании показаний, полученных при помощи приборов видеофиксации нарушений. Невооруженным взглядом было видно, что в радиусе двух-трех километров от места установки видеокамер автомобильный поток заметно снижал скорость. Проезжая мимо, водители заметно осторожничали, нервно поглядывая на спидометр. Поневоле задумаешься — действительно ли одно небольшое нововведение способно изменить ситуацию на российских дорогах, сократив число аварий и превратив лихачей в законопослушных граждан? Впрочем, будем реалистами…

Мы знаем эти места
Прошло всего несколько дней после того, как первые в России спаренные с радарами видеокамеры включились и начали фиксацию нарушений. Устанавливать их стали загодя, висят они на видном месте — никто их особо не прятал, так что завсегдатаи подмосковной Лениградки, Дмитровки и Горьковки давно знают, где стоит снизить скорость до приемлемого уровня, чтобы не попасть в объектив. Скорость потока на подъезде к месту установки радара снижается до 60-80 километров в час. Затем еще километр-другой все едут не торопясь, тщательно изучая окрестные столбы — не появился ли за день новый «висячий полицейский». Да и особо разгоняться смысла нет — через 3-4 километра водителей ждет следующий радар. Примерно в 10 километрах от МКАД по Ленинградке плотность населенных пунктов снижается, одновременно пропадают и подвесные видеокамеры. Здесь уж водителям можно вздохнуть спокойно — с хитростями прячущихся в кустах гаишников они уже давно научились справляться.

Фактически, установленные камеры работают в тестовом режиме, фиксируя лишь нарушение скоростного режима и проезд перекрестков на красный свет. Многие из них, по признанию представителей Госавтоинспекции, «липовые», висят для острастки. Реально работающие камеры можно пересчитать по пальцам, установлены они лишь на нескольких перекрестках и шоссе Москвы, Подмосковья и Краснодарского края. Судить о том, к чему приведет подобное нововведение в масштабах страны рано. Но даже те немногочисленные камеры, которые уже работают, заметно изменили поведение проезжающих мимо водителей.
Очевидно, что в первые дни работы таких приборов на «сумасшедшем» Ленинградском шоссе стало заметно безопаснее. Поведение участников движение было более предсказуемым, скоростной режим на магистрали приблизился к оптимальному. Вот только надолго ли? И достаточно ли одних видеокамер с радарами, чтобы российские дороги по безопасности хотя бы приблизились к европейскому уровню?

Настоящий инспектор — страшнее

В самой Госавтоинспекции к нововведению отнеслись со сдержанным оптимизмом. Исключительно на видеокамеры в деле контроля дорожного движения в ГИБДД не полагаются. «Живые» сотрудники ГИБДД с появлением видеокамер никуда не исчезли — каждый день их встречаешь все на тех же «насиженных» местах, что и прежде. Более того, мой коллега утверждает, что их стало даже больше, а не меньше, как все надеялись. И привел в подтверждение своих слов такой конкретный пример.
Еду, говорит, 4 июля в 9.20 по Ленинградскому проспекту в сторону Речного вокзала, и в самом его начале, возле пересечения с Третьим транспортным кольцом, вижу два знака. Один предупреждает о дорожных работах впереди, другой требует снизить скорость до 40 км/ч. Вроде бы вчера их тут еще не было. Спустя пару секунд все стало ясно: никаких работ впереди не ведется, дорога широка и свободна в этот час. Зато метрах в ста пятидесяти от знаков есть засада на огороженной пластмассовыми конусами площадке справа, и есть в засаде милиционер с радаром. Вполне себе живой, не «висячий», лихо «рубящий капусту». Отвратительная, но, увы, вполне привычная картина.

Очевидно, пока не оправдались наши надежды насчет того, что видеокамеры полностью избавят водителей от общения с инспекторами ДПС и устранят коррупционную составляющую из этого общения. Может быть, по мере дальнейшего распространения видеокамер работы по взиманию штрафов у наших милиционеров все-таки поубавится и они, наконец, смогут заняться чем-то более общественно полезным?
Судя по всему, не научились они пока бороться и с лихачами, которые вместо заднего госномера вешают, к примеру, табличку «Разорву!» или заливают номер грязью и таким образом прячутся от камер. С каждым днем после 1 июля таких «болидов» на наших дорогах становится все больше. Спереди такой автомобиль — с чистым и правильным номером — вполне смахивает на добропорядочный, редкий пост ГИБДД его остановит, сзади — он уже нарушитель. Но за подобные вольности штраф всего 100 рублей, ради которых ни один инспектор не бросится в погоню за нарушителем. И всем прекрасно об этом известно!

Вместе с тем, за первый день в ГИБДД насчитали лишь (!) 2000 нарушений ПДД. Хотя на любом из подмосковных шоссе таких можно было бы «наловить» не менее 5 000 в час. По моим беглым наблюдениям, даже присутствие камер и знаки ограничения скорости на уровне 60 км/ч мало кого из водителей заставляли ехать медленнее 80 км/ч. Очевидно, что Госавтоинспекция не будет рассылать десятки тысяч 100-рублевых штрафов из вполне обоснованного опасения потонуть в штрафных бланках. Тот же начальник ДОБДД МВД России генерал Виктор Кирьянов обмолвился, что в тех местах, где скорость потока заметно превышает установленное ограничение скорости, не будут наказывать всех поголовно. «Задача в том, чтобы мы смогли проанализировать результат работы камер, — пояснил он. — Сегодня (1 июля — «АИ»), в первый день камеры фиксировали не превышение установленной скорости на 20 км/час (это как раз и есть скорость потока), а плюс 40 км/час. И 2000 нарушений за день — это и есть «особо отличившиеся».

Иными словами, ГИБДД с установкой камер объявила водителям индульгенцию на превышение скорости до 40 км в час! Но не будем критиковать господина Кирьянова за те послабления, которые он предоставил нарушителям. Поговорим лучше о тех проблемах, на которые долго не обращали внимания, и о которых вспомнили с началом применения видеокамер. Ведь решать их придется уже в ближайшее время.

Непопулярная тема

Никаких сомнений, введение практики фиксации правонарушений с помощью «средств фото и видео фиксации» давно назрело. В развитых странах это один из самых эффективных способов снижения статистики правонарушений, аварийности и смертности на дорогах. Пройдет время, ставка на видеокамеры сработает и у нас. Но задумайтесь: видеокамера, конечно, зафиксирует лихача, мчащегося по встречке, техника выпишет ему штраф в размере 1500 рублей. А кто остановит нарушителя? Начнут ли повсеместно строить на наших скоростных магистралях разделители полос, или будут пугать лихачей камерами? Оборудуют ли подмосковные трассы в местах, где они проходят по населенным пунктам, подземными переходами, ограждениями и развязками, превратив их в настоящие вылетные хайвеи, или дополнительно нагрузят светофорами, ограничениями и «видеополицейскими»?

К слову, появление подобных магистралей в российских городах останавливает сегодня не только нехватка средств на их возведение. В Правилах дорожного движения, своего рода Конституции для автомобилистов, четко указано — движение в пределах населенного пункта осуществлять со скоростью не более 60 километров в час! Ни о каких скоростных трассах в границах города там речи нет. А значит непонятно, каким требованиям должна соответствовать такая трасса, чтобы по ней могли передвигаться автомобили со скоростью до 110 км/ч без опасности для окружающих.

В Думе давно уже пылится законопроект под рабочим названием «О дорожном движении», который должен был заменить ПДД. Этот закон в свое время активно продвигал бывший главный российский автоинспектор Владимир Федоров. В нем, в частности, шла речь о том, чтобы разрешить строить в границах города скоростные магистрали, о том, каким требованиям безопасности эти трассы должны соответствовать. Законодатели посчитали — подождет. И задвинули проект подальше.
Тем временем, сегодня большая часть многополосных шоссе в крупных городах, по факту превратившихся в скоростные автомагистрали, должным образом не оборудована. Вместо строительства ограждений, внеуличных переходов и многоуровневых развязок на таких трассах, городские власти, чтобы сделать их более безопасными, ставят пару лишних знаков, светофор или даже «лежачего полицейского». Что ж, так, конечно, обходится дешевле, но проблема по сути остается нерешенной.

Со временем уже невозможно, без того, чтобы не парализовать движение, заставить поток автомобилей двигаться по вылетным магистралям со скоростью, которую предполагает движение по населенному пункту. Логика развития Москвы, как мегаполиса, фактически включающего в себя окрестности на расстоянии 10-20 километров от МКАД, подсказывает — подобные скоростные трассы городу необходимы. Такие автомагистрали, связывающие центр с окраинами и пригородами, должны стать атрибутом любого крупного российского города. Но мы не ждем их скорого появления в России. Обвешать видеокамерами парализованные городские магистрали получается быстрее и дешевле, чем строить новые современные трассы. Впрочем, это, как говорится, тема отдельного разговора.

Михаил Белов
www.autoizvestia.ru/

Облако тегов